Библия (от греч. «книги») - собрание древних текстов, которые канонизированы иудаизмом и христианством как Священное писание. Первая часть Библии признается обеими религиями и называется Ветхим Заветом. Согласно христианским представлениям, «завет» (договор) заключен с одним народом (евреями). Вторая по времени создания часть Библии называется Новым Заветом. Новый Завет заключен со всеми народами благодаря явлению Иисуса Христа. Третья мировая религия, основанная на почитании единого бога, в принципе признает святость Библии. Поэтому персонажи обеих ее частей, в том числе и Иисус, играют важную роль в исламе.
Религия евреев – иудаизм - одна из немногих
национальных религий древнего мира. В общей истории религий иудаизм сыграл
чрезвычайно большую роль, т.к. вошел весьма существенной частью в состав
христианства и ислама - двух крупнейших современных
мировых религий. Иудаизм называют также религией Моисея, Моисеевым законом по
имени легендарного законодателя евреев. Огромно количество посвященных ей сочинений.
Для верующих евреев и христиан, особенно для католического и православного духовенства,
основная священная книга евреев -Библия остается
отнюдь не историческим источником, а предметом веры и преклонения,
непререкаемым авторитетом, книгой, написанной по вдохновению святого духа. Это
не одно сочинение, а большое количество разных литературных произведений. Согласно
традиции, они делятся на три большие группы.
Прежде всего, это книги закона (по-еврейски Тора) или
так называемое "Пятикнижие Моисея", - книги, составление которых
приписывается легендарно-мифическому Моисею. В Пятикнижии изложены основные
постулаты иудаизма; христианство также отталкивается от Пятикнижия, как
сердцевины ветхого завета и его догматы представляются дальнейшим развитием идей
Пятикнижия. Начальная библейская книга Пятикнижия у евреев
называется "В начале", а у христиан - книгой Бытия. Дело в том, что у
евреев сложилась древняя традиция называния книги по первому ключевому слову;
христиане сохраняют приверженность принципу именования книги по содержанию.
Книга Бытия - это рассказ о
сотворении богом мира и человека, о жизни первых людей в раю, об их изгнании
из рая, о размножении человечества и его древней истории, о всемирном потопе и
о спавшемся от него Ное с семейством, о патриархах-родоначальниках еврейского
народа - Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе
с братьями, о поселении евреев в Египте.
Вторая книга называется Исход (или по-еврейски Измена)
- книга, которая повествует о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея и
об освобождении евреев из египетского плена, в ней содержатся знаменитые 10
заповедей бога и другие религиозные предписания.
Третья книга называется Левит (или «И воззвал») -
книга религиозного законодательства.
Четвертая книга - Числа (или «В пустыне») повествует о
законодательстве и истории евреев после выхода из Египта и до завоевания
Палестины.
Пятая и последняя книга-Второзаконие (или Слова) -
книга религиозного законодательства.
Вторую группу библейских книг составляют
"исторические" книги или "писания". В эту группу входят:
книга притчей Соломоновых, книга Песни Песней, Псалтирь (Псалмы, книга
религиозных гимнов, приписываемых царю Давиду), книги Царств.
Третью группу составляют пророческие книги: пророков
Даниила, Черекииля, Иеремия и книги 12 "малых пророков": Авдия,
Аггея, Осия, Амоса и других.
Все эти книги вместе взятые христиане называют Ветхим
Заветом, в отличии от собственно христианских
(евреями не признаваемые) книг Нового Завета. После смерти Иисуса Христа, его
воскресения и вознесения на небо община христиан несколько десятилетий не
имела другого священного писания, кроме Танаха. Одновременно христиане с самого
начала располагали своим преданием, т.е. довольно обширным собранием устных
рассказов о Христе, о его учении, а также о его Христовой этике и так далее.
Определенные части начинают переносить на папирус и пергамент. Возникает
собственное Священное Писание - Новый Завет. По контрасту дохристианское
Священное Писание стало называться Ветхим.
В Новый Завет входят:
1.законоположительные книги (или Четвероевангелие);
2.исторические книги;
3.учительные книги;
4.откровение Иоанна
Богослова.
Основная часть Нового Завета состоит из четырех Евангелий, или "святых благовествований". Само слово "Евангелие" — греческое и переводится как "благая весть". Христиане называют "благой вестью" Евангелия, в которых рассказывается о пришествии долгожданного Мессии в лице Иисуса Христа. Он должен придти смиренно, в образе раба (слуги), чтобы своими страданиями, смертью и воскресением искупить грехи рода человеческого. Но было обещано и второе пришествие, когда Он, облеченный властью и увенчанный славой, положит конец несправедливости в мире и создаст вечное счастливое царство.
В настоящее время в канон входят четыре Евангелия. Что
касается названий "Евангелие Матфея", "Евангелие Марка" и
т.д., то правильнее эти названия перевести с
греческого нужно так: "Евангелие по Матфею", "Евангелие по
Марку", ибо церковь считает, что во всех Евангелиях заключается единое
христианское благовествование о Христе Спасителе,
но изображается разными писателями. Таким образом, церковь считает, что есть
одно Евангелие, но в четырех видах.
Отметим, что раннехристианские традиции единодушно
связывают Евангелия с теми лицами, чьи имена стоят в заглавии. Самым ранним
считается Евангелие от Марка. Марк принадлежал к христианской семье, одно
время сопровождал апостолов Петра и Павла во время их миссионерской
деятельности. Считают, что благовествование от
Марка написано для христиан нееврейского происхождения. Это видно из того, что
он объясняет читателям неизвестные им еврейские обычаи.
Если в Евангелии от Марка повествуется главным образом о
событиях жизни Христа, то в первом Евангелии, носящем имя Матфея, много места
отведено словам Спасителя, его пророческим предсказаниям. Это евангелие
адресовано иудеям. В нем автор стремится
доказать, что Иисус и есть долгожданный Мессия.
Автор третьего Евангелия Лука — это писатель, который уже имел перед глазами попытки изложить жизнь и учение Христа, сделанное Марком. Евангелие от Луки написано для людей, воспитанных в традициях эллинистической культуры, и еще в большей мере, нежели чем Евангелие от Матфея и Марка, адресовано читателям "во всех народах" (Лк. 24:47).
Четвертое Евангелие носит имя Иоанна.. Принадлежа к ученикам Иоанна Крестителя, он одним из первых последовал за Христом вместе с братом и матерью. Вначале 30-х годов первого века Иоанн вместе с Петром проповедовал среди евреев и самарян, пережил арест, а после казни в 44 году его брата Иакова, вероятно, покинул Иудею. В конце столетия он возглавлял общины в Малой Азии и жил в городе Эфесе. Согласно малоазиатскому преданию апостол написал свое Евангелие в 90-х годах. Умер он около 100 года в глубокой старости.
50 ветхозаветных книг и 27 новозаветных были написаны
в разное время, разными людьми (представлявшими различные культуры) и, тем не
менее, вся Библия не есть механическое соединение, а единая, цельная, непротиворечивая
книга, ставшая основной для одного из основных религиозных
направлений в философии - христианства
Такова Библия, на основании которой строят свои
религиозные учения еврейские, христианские и другие священнослужители.