Возникновение христианства. Его идейные предшественники

История христианства теснейшим образом связана с ис­торией европейского континента, а в дальнейшем многих вне­европейских стран. И сегодня, спустя две тысячи лет после рождения Иисуса Христа, вопрос о происхождении христи­анства является наиболее трудной проблемой в истории мировых религий. В научной и богословской литературе мо­жно проследить несколько точек зрения на проблемы его возникновения.

Одна из них ведет свое происхождение от традиционной богословской точки зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим и проповедовавшим свое учение на земле в еврейской стране Палестине в годы царствования римских императоров Авгу­ста и Тиберия (начало 1 века н.э.). Переданное человечеству его учениками-апостолами, оно стало достоянием людей.

Ярким представителем другого направления, сложившего­ся в середине XIX века, является немецкий историк христи­анства Давид Штраус. В своем труде "Жизнь Иисуса" (1836 г.) Штраус впервые в Европе осмелился применить к христиан­ству понятие "миф". Он положил начало так называемой "ми­фологической школе" в исследовании истории этой религии.

Марксистский подход к проблеме возникновения христиан­ства содержится в ряде работ Фридриха Энгельса: "Бруно Бауэр и первоначальное христианство" (1882 г.), "Книга Откровения" (1883 г.) и "К истории первоначального христианства" (1884 г.). В них был поставлен вопрос об исторических условиях возник­новения христианства и его социальных корнях. Одним из этих условий, по Энгельсу, стало образование Римской империи. Римское завоевание знаменовало собой крушение отдельных государств. Деспотический режим империи, порабощение про­винций, тяжелые поборы, всеобщее бесправие привели к появлению чувства апатии и деморализации не только у рабов, но и у всего населения. Не видя возможности получить спа­сение и избавление от гнета на земле, люди неизбежно вынуж­дены были искать спасение и избавление на небе.

Но почему понадобилась новая религия, почему нельзя бы­ло найти утешение в старых религиях? Дело в том, что старые религии были племенными и национальными тех государств и народов, которые были завоеваны и вошли в состав Рим­ской империи. Нужна была более гибкая религия, которая не была бы связана с узко национальными условиями и которая могла бы удовлетворить запросы разноплеменной массы обез­доленного и порабощенного населения.

На роль мировой в этих условиях могла претендовать толь­ко религия, которая отказалась бы от обрядов, разъединяющих людей. Первоначальной почвой, на которой возникла эта но­вая религия, стало иудейское сектантство. В иудаизме и в самой Палестине, и в диаспоре, в I-II веках существовал ряд ве­роучений, основанных на ожидании пришествия Мессии-Спа­сителя. Для евреев, которые больше, чем какой-нибудь другой народ, испытали бедствия иноземного владычества - греко-сирийского и римского это ожидание Мессии сделалось краеугольным камнем религии.

Так, секта зелотов понимала Мессию как героя-воителя, который с мечом в руках освободит народ от римского ига, а эта надежда особенно обострилась в эпоху первой Иудейской войны (66—73 гг. н.э.) и во время второго иудейского вос­стания. Но когда оба восстания иудеев были подавлены, во­зникло новое течение, суть которого состояла в ожидании ду­ховного Мессии, духовного избавителя. Это было движение (учение) ессеев, которые жили монашескими общинами в уеди­ненных местностях Палестины.

Гораздо менее известна секта назореев, которая ближе всего стояла к зарождающемуся христианству. Назореями издавна назывались у евреев люди, посвятившие себя на время или на всю жизнь Богу. Они не стригли волос, не пили вина, не прика­сались к умершим и прочее.

Таким образом, можно предположить, что первоначальное христианство возникло как одно из течений, сект иудаизма. В подтверждение этого факта говорит и то, что и в позднейшем христианстве сохранилось много еврейских элементов: это и личность Иисуса Христа - еврея, и место его деятельности -еврейская страна Палестина, Библия - еврейская священная книга - включена в состав христианского канона и т.д.

Вместе с тем в раннее христианство вливались элементы восточных, языческих культов тех народов, которые вошли в состав Римской империи. Так, например, известно о многочи­сленных культах божеств - спасителей в Египте, Вавилоне, Сирии, позже Греции. Таковыми являются Осирис, Таммуз, Адонис, Аттис, Дионис.

Христианство усвоило и переосмыслило древние восточные религии и философские воззрения. Все это обогащало и цемен­тировало новую религию, превращало ее в мощную культур­но-интеллектуальную силу.

Особенно заметное влияние на основы христианского веро­учения оказало философское учение Филона Александрий­ского (ок. 25 г. до н.э. - ок. 50 г. н.э.) и этические взгляды римского философа Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 64 г. н.э.). Филон считал, что Бога как творца всего сущего можно познать то­лько через Логос Слово. Он говорил о прирожденной гре­ховности людей, о покаянии. В основе этического учения Сенеки лежала мысль о повиновении судьбе, которая порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общече­ловеческие ценности.

Но что же было нового в христианстве по сравнению с уже существующими религиями? Новой является центральная идея всего христианства - идея греховности человека и ее дру­гая сторона идея спасения. Люди грешны перед богом, и имен­но это уравнивает их всех: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных все грешники. Но могут ли люди очиститься от этого греха, начиная с первород­ного греха Адама и Евы, который таким тяжким камнем висит на всем человечестве? Да, могут. Но только в том случае, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сто­рону очищения от грехов, если поверят в великого божествен­ного Спасителя, который был прислан Богом на землю и при­нял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь вера в великого и единого в трех лицах Бога, благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царствие небесное после смерти.

Иисус Христос - один из величайших учителей человечества. Его жизнь и проповедническая деятельность

В течение последних двадцати столетий постоянно и гро­мко звучало в истории и жизни миллиардов людей имя Иису­са Христа. Оно пронизывало все области общественной и част­ной жизни. С этим именем совершалось добро и зло, твори­лись подвиги милосердия и деяния бесчеловечной жестокости. В исторической памяти почти двух тысячелетий сам образ Христа сложился как нечто многоликое и противоречивое.

Трудность понимания образа Иисуса Христа состоит в том, что большинство из нас, скорее всего, не открывало ни разу Еван­гелия, книг Нового Завета, где говорится о нем. О силе влияния Евангелия на читателя в свое время писал А.С. Пушкин: "...И такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные ми­ром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах оторваться и противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие".

И в самом деле, кто, кроме евангелистов, сумел справиться с этой грандиозной задачей - запечатлеть образ Иисуса из Назарета, причем, пользуясь такими скупыми средствами изоб­ражения?

Итак, начать надо с Евангелия, но тот, кто впервые возь­мет в руки эту книгу, столкнется со многими трудностями. Ведь авторов четырех Евангелиев отделяют от нас почти две тысячи лет. Здесь нам смогут помочь различные комментарии и обобщающие труды, которые, в основном, появились в про­шлом веке, а также произведения наших современников, кото­рые в своем творчестве обращались к этому великому образу.

Начало этому было положено фундаментальным трудом немецкого богослова Давида Штрауса, который в 1836 году выпустил книгу под названием "Жизнь Иисуса", а также кни­гой французского исследователя Эрнеста Ренана с таким же названием, которая вышла в 1863 году. Штраус и Ренан поста­вили перед собой задачу обрисовать личность Христа на фоне событий и обстоятельств той эпохи. Вслед за ними и другие авторы брались за жизнеописание Иисуса Христа.

Одно время в литературе, изданной в нашей стране, в ос­трой полемической форме утверждалось, что исторический Иисус никогда не существовал, его не было и не могло быть и что тот, кто признает его, идет на поводу у религии. Поэтому его жизнь и деятельность считали мифом, утверждали, что в основе евангельских рассказов лежат народные мистерии и различные аллегорические рассказы, которые рядовыми хри­стианами понимались буквально. В настоящее время многие историки признают существование историче­ской основы у повествований Нового Завета.

Из этого можно сделать следующий вывод: необходимо трактовать личность Христа во всей ее противоречивости, независимо от того, считать ли его порождением религиозной фантазии или реальным историческим лицом.

Рассказывая о самом Иисусе Христе, обратимся, прежде всего, к значению его имени. "Иисус" греческая передача еврейского личного имени Иешуа, что значит "бог, помощь, спасение". "Христос" - перевод на греческий язык слова "мес­сия", "помазанник". Эпитетом Иисуса Христа, как бы дру­гим его именем, стало слово "Спаситель" (старославянское "Спас"). Особое место среди обозначений Иисуса Христа за­нимает сочетание "Сын Человеческий", которое имеет связь с пророчеством ветхозаветной Книги Даниила. В русском пе­реводе Нового Завета все наименования Иисуса Христа при­нято писать с большой буквы.

Мифологизированную биографию земной жизни Иисуса Христа дают, главным образом, Евангелия канонические (включенные в состав Нового Завета) и многочисленные апо­крифические. Разные Евангелия в разной степени акцентируют внимание на тех или иных моментах земной жизни Христа. Все это отражение времени, когда создавались эти книги, борь­ба направлений в раннем христианстве.

Итак, рождение Иисуса Христа предсказано архангелом Гавриилом, явившимся деве Марии в Назарете и возвестив­шим, что у нее должен родиться сын. Затем родители Иисуса должны направиться в город Вифлеем, чтобы принять учас­тие в переписи по месту проживания своего рода. Там, в Вифлееме, и рождается в хлеву Иисус Христос, куда к нему приходят поклониться пастухи и волхвы, путь которым указыва­ет чудесная звезда. На сороковой день после рождения ро­дители по иудейскому обычаю приносят его в Иерусалимский храм, где его встречает старец Симеон и узнает в нем ожи­даемого всеми Мессию. Спасая младенца от царя Ирода, его отец и мать, Иосиф и Мария, бегут с ним в Египет.

Традиционное изложение жизни Иисуса Христа по четы­рем Евангелиям приводит очень подробно практически лю­бое издание Библии. Возвратившись из Египта, семья Иисуса поселяется в Назарете. Если бы мы могли очутиться в Наза­рете тех лет, то увидели бы около сотни белых домов с пло­скими крышами, разбросанных на горе, обрамленной виног­радниками и оливковыми рощами. С пологих возвышеннос­тей открывается живописная панорама, на которой, вероятно, не раз останавливался взор Иисуса: голубые цепи гор, зеле­ные долины, засеянные поля.

Как жила семья в Назарете? Как жил Иисус? Апокрифи­ческие Евангелия рассказывают об этих годах множество под­робностей. Авторы же четырех канонических Евангелий го­ворят сдержанно и лишь о том, что им было хорошо известно. В канонических Евангелиях отражен лишь один эпизод из дет­ства Иисуса. Родители Иисуса, как и все набожные иудеи, каж­дый год ходили на праздник в Иерусалим. Они взяли с собой и сына. Когда надо было отправляться в обратный путь, они увидели, что мальчика нет с ними. Иосиф и Мария стали искать его, и нашли в галереях храма, где собирались и проводили время в богословских спорах толкователи и знатоки Закона. Среди них мать и увидела Иисуса. Он сидел, слушая речи уче­ных и задавая им вопросы. Знатоки Писания изумлялись "разу­му и ответам" мальчика из Назарета.

Дальнейший рассказ Евангелий повествует нам уже о взро­слом человеке. Он стал плотником и каменщиком, и после сме­рти Иосифа кормил мать трудом своих рук. Становление любой личности, а особенно необыкновенной, всегда загад­ка, тем более мы не знаем, о чем думал он, о чем молился в своей маленькой мастерской. Давид Штраус так пишет о ста­новлении его характера: "Все характеры, очищенные борьбой с сильными потрясениями, например, Павел, Августин, Лютер, сохранили неизгладимые следы такой борьбы, их образ ды­шит чем-то суровым, резким, мрачным. Ничего подобного нет у Иисуса. Он сразу предстает перед нами как совершенная натура, повинующаяся только своему собственному закону, признающая и утверждающая себя в своем сознании, не имею­щая нужды превращаться и начинать новую жизнь".

Но - вот его время пришло. Ему было около тридцати лет. Он был полон духовных и физических сил. Встреча с Иоан­ном Крестителем на берегу Иордана повернула его жизнь по-новому. Он принимает водное крещение, а затем удаляется в пустыню. Следующие этапы его жизни происходили на глазах многих людей и, прежде всего, его первых учеников (апос­толов). Поэтому о них подробно рассказывают все четыре еван­гелиста. Несколько лет он проповедует свое учение в разных частях Израиля. Затем в Иерусалиме он был выдан одним из своих учеников Иудой за 30 серебренников властям, был осужден иудейским религиозным судом синедрионом на смертную казнь. Римский наместник Понтий Пилат утвердил этот приговор и Иисус Христос был распят на кресте, а затем похоронен. Но "по пришествии субботы" он воскрес и явился своим ученикам. Так об этом рассказывают авторы Евангелий.

Вместе с тем, об Иисусе Христе есть и другая литература, кроме Евангелий. К ним можно отнести и книгу Эрнеста Ренана "Жизнь Иисуса" и книгу "Сын Человеческий", написан­ную нашим соотечественником, - трагически погибшим в 1990 году протоиреем Александром Менем, или очень личностный рассказ о нем известного французского писателя Франсуа Мориака "Жизнь Иисуса" и все это будет рассказ о Христе. О нем рассказывают на своих полотнах великие художники, посвятившие свои картины наиболее значительным эпизодам из жизни Христа: Рождество, искушение Христа в пустыне, наго­рная проповедь, последняя неделя в Иерусалиме, распятие и т.д.

Сегодня образ Иисуса принадлежит не только прошлому, но и сегодняшнему дню. Это не только евангельский Иисус, но и Христос на иконе "Спас нерукотворный" конца XII века, Христос А. Рублева, Рембрандта, А. Иванова, Н. Крамского; его образ раскрывается нам в музыке И.-С. Баха и С. Рахманинова, в книгах Ф. Достоевского и Л. Толстого, М. Булгакова и Б. Пастернака, в фильме итальянского режиссера Пазолини "Еван­гелие от Матфея" и рокопере "Иисус Христос - суперзвезда".

Однако нельзя забывать, что жизнь Христа проходила среди людей определенного времени, что, прежде всего, к ним он обра­щался в своей проповеди. Мы должны уметь представить конк­ретную обстановку, служившую фоном евангельских событий. Увидеть Иисуса из Назарета таким, каким видело его каждое поколение людей, живших до нас, это самая трудная задача.

Основные направления и особенности христианской религиозной философии

Религиозная философия представляет собой совокупность различных течений и школ, конкурирующих друг с другом. Религиозная философия дает свое решение мировоззренческих вопросов, социальных и иных проблем. Главным в ней явля­ется учение об отношении человека к Богу и Бога к человеку. Ее теоретическую базу образует богословие, догматика, идеи Священного писания и основы вероучения.

Прежде чем перейти к изложению особенностей главных направлений в христианстве как религии, попытаемся хотя бы вкратце познакомиться с теми проблемами, которые рас­сматривает с самого начала существования христианства его философия.

Как и само христианство его философия также имеет свои различия. Православная философия впервые получила широ­кое развитие в Византии в связи с борьбой за утверждение вос­точной разновидности христианства и обоснованием основ­ных принципов вероучения.

Видным ее представителем являлся Иоанн Дамаскин (675 — 753 гг.). Свое понимание проблем он изложил в обширной ра­боте "Источник знания", где сформулировал основополагаю­щие установки о том, что философия помогает познать духов­ный и материальный мир, уяснить роль и значение нравствен­ных норм и христианских принципов.

В последующие века в византийской, а после принятия хрис­тианства и в русской христианской философии разрабатыва­ются различные проблемы христианской жизни и отношения к действительности. Православная философская мысль пода­рила миру целое созвездие выдающихся имен. Среди них мож­но назвать Василия Великого (ок. 330-379 гг.), Григория Нисского (ок. 335 — ок. 394 гг.), Григория Паламу (1296- 1359 гг.) и наших соотечественников Сергия Радонежского (1314-1396 гг.), Нила Сорского (ок. 1433-1508 гг.), Иосифа Волоцкого (ок. 1439-1515 гг.).

Позже, в конце XVIII — начале XIX веков формируется так называемая академическая философия (ее представители были преподавателями духовных академий России). Общей задачей православной философии становится формирование христи­анского мировоззрения посредством согласования важнейших догматических представлений с различными способами поз­нания Бога.

Конец XIX — начало XX вв. стало "серебряным веком" русской религиозной философии. Это был значительный и важ­ный этап в разработке основополагающих христианских фило­софских концепций нового времени. Начало было положено трудами философа-мистика, богослова и поэта В.С. Соловьева (1853—1900 гг.), который разработал философскую теорию, получившую название "философии всеединства".

Заметной и влиятельной фигурой в русской религиозной философии был С.Н. Булгаков (1871—1944 гг.), в центре ре­лигиозной философии которого было учение о Софии. Бла­годаря божественной премудрости, "софийности" все раз­розненное в обществе и мире приобретает целостность, бого-человеческий характер.

Одним из видных представителей религиозной философии в России XX века был Н.А. Бердяев (1874- 1948 гг.). В его раз­работках вопросов христианской философской мысли просле­живается попытка приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития общества.

В католической философии можно выделить две тенден­ции: одна из них это тяготение к иррационализму и мистике. Выразителем этого направления стал Аврелий Августин (354 — 430 гг.). Главное в его трудах - это учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или про­клятие. В своей книге "О граде Божием" историю человечества он излагает как борьбу двух враждебных сил царства при­верженцев всего земного и царства Божия. Царство Божиеэто римская католическая церковь.

Второе направление рационалистическая традиция, ко­торую начал развивать Фома Аквинский (1226 — 1274 гг.). Это был первый учитель церкви, "князь философии". В 1879 году он признан официальным католическим религиозным фило­софом. Все мироздание рассматривается Фомой как универ­сальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, ко­торый установлен Богом и указывает всему существующему его прирожденное место. Выбранные из его философии 24 те­зиса были 24 июля 1924 определены церковью года как истин­ное учение.

В отличие от традиционных взглядов, совершенно по-но­вому решает эти проблемы видный ученый и католический бо­гослов Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955 гг.). Он считал необ­ходимым коренным образом пересмотреть христианское миро­понимание, внести в него элемент движения, развития. В мире постоянно происходит эволюция. Человек занимает в процессе эволюции исключительное место в мироздании, потому что на этом возникает высшая форма в развитии мира мысль, сознание, духовность.

Протестантская религиозная философия наиболее молодая. Ее основы разработаны М. Лютером (1483— 1546 гг.) и Ж. Кальвином (1509— 1564 гг.). В центре их религиозных представле­ний проблема спасения грешников. Человек грешен, потому что он отошел от Бога. Божий глас в душе это собственная со­весть. В одном из своих писем М. Лютер писал: "Поэтому никто не может меня спросить, должен ли он делать то или другое, но он сам может видеть и спросить свою совесть, во что ему верить и что делать. Я не могу ему советовать и, тем более, приказывать". Тем самым, по мнению Лютера, верующий человек становится ответственной за себя христианской личностью.

Кальвин развил систему протестантских представлений, в основу которых положил следующий принцип: Библия, в осо­бенности свод ее религиозных догм, содержащихся в Ветхом Завете, является единственным источником христианской истины. Христианская религиозная философия, несмотря на многие трудности, находится в развитии. Она пытается рассматривать и по-своему решать многие социальные и другие проблемы современного общества.

 

 

Список литературы:

1.     Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. -  Chicago, 1990.

2.     Русская Философия. Малый энциклопедический словарь. Москва, 1995

3.     Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 1983 г.

4.     Э. Ренан. Жизнь Иисуса. М. Изд. политической  литературы. 1991.

 

 

Hosted by uCoz