ВВЕДЕНИЕ

 

Школа призвана ориентировать растущего человека в культуре, накопленной обществом за тысячелетия цивилизации и постоянно творимой им. Вместе с тем школа может и должна способствовать самоопределению преобладающих способностей ученика, подготовке к реальному участию в жизни общества.

Для этого необходимо определить цели каждого периода школьного литературного образования с опорой на возрастные возможности ученика и ведущий тип деятельности. Отметим при этом, что этапы литературного развития не совпадают с периодами обучения в современной школе.

Нравственный и эстетический потенциал литературы раскрывается лишь при определенном эстетическом уровне восприятия искусства. Если мы хотим, чтобы русская и мировая культура действительно влияла на развитие ученика как человека и гражданина, необходимо в процессе школьного изучения литературы создать систему роста и постепенного усложнения эстетической деятельности, конкретно определить пути формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи. Необходимость создания новой программы по литературе диктуется современными задачами образования, связанными с социальными задачами нашего общества. В основе новой программы на  наш взгляд могут лежать четыре основных принципа, определяющих ее структуру;

3       Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста, что определяет отношение к предмету;

3       Ориентация содержания программы и характера работы по литературе и развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе;

3       Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения, системность взгляда на жизнь;

3       Ориентация программы на социальные потребности времени, общественную психологию поколения.

Почти все участники  дискуссий о перестройке школьной программы отмечают необходимость внутренней преемственности между различными этапами школьного литературного образования. Преемственность эта видится в разработке сквозных линий углубления идеологических, нравственных, эстетических проблем, в постепенном, восходящем по кругам каждого класса освоении творчества великих писателей, в развитии читательских умений, необходимых для общения с художественным произведением.

Таким образом, проблема преемственности между различными этапами школьного литературного образования на сегодняшний день является одной из самых актуальных и злободневных среди  методистов-словесников.

Целью нашей работы не является построение принципиально новой школьной программы по литературе. В нашем исследовании мы ограничимся анализом наличия или отсутствия преемственности  в существующих программах в изучении творчества Ивана Бунина и поиском возможных путей усовершенствования последних. Выбор в качестве предмета исследования творчества Бунина обусловлен прежде всего тем, что этот писатель является одним из самых интересных и неоднозначных писателей в школьном курсе литература, его произведения обладают достаточно своеобразными стилистическими особенностями, и кроме того, тем, что указанный сочинитель помимо неповторимых прозаических произведений оставил заметный след в русской поэзии, что позволяет проследить его творчество не только литературном, но и в литературоведческом аспекте. Объектом исследования является  соблюдение принципа преемственности в процессе изучения литературы в школе.

Исходя из актуальности, цели, объекта  и предмета исследования в нашей работе мы попытаемся решить следующие задачи:

3       Выявление психолого-педагогических и методических особенностей изучения творчества Бунина в средней школе;

3       Анализ существующих школьных программ по литературе на предмет выявления наличия или отсутствия  преемственности в изучении творчества писателя;

3        Попытка составления собственного методического планирования по изучению творчества Бунина с V по  XI классы.

Рабочей гипотезой в нашем исследовании будет служить предположение, что в существующих программах по литературе для средней школы принцип преемственности не соблюдается. В ходе нашей работы мы должны доказать или опровергнуть данное предположение, и в случае ее достоверности  предложить свой вариант планирования уроков по  изучению творчества Бунина с V по XI  класс.

 В исследовании использован комплекс общенаучных и исторических методов: сравнительно-сопоставительный (анализ, синтез, аналогия, актуализизация, систематизация, классификация), историко-структурный (выявление основных структурообразующих и системнообразующих компонентов изучаемого педагогического явления), конструктивно-генетический (формирование позитивных, актуальных для современной теории и практики обучения выводов на основе изучения генезиса проблемы).

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКАЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА БУНИНА

 

1.1.         Психологический аспект проблемы преемственности  изучения творчества И. Бунина.

Прежде чем перейти, непосредственно к рассмотрению психолого-методических аспектов проблемы преемственности изучения творчества Бунина, на наш взгляд, необходимо ввести определение понятия преемственность.

Итак, в словаре С.И. Ожегова, и Н.Ю. Шведовой «Преемственный -   осуществляющийся в порядке преемства, последовательности от одного  к другому», и далее «Преемство – передача, переход чего-нибудь от предшественника к преемнику».

Таким образом, преемственность в нашем случае – это последовательное осуществление педагогического процесса, включающее в себя последовательный переход от одного произведения И.Бунина (более простому в более младших классах) к другому  (более сложному в старших).

Отсюда под психологическим аспектом проблемы преемственности изучения творчества Бунина мы будем понимать особенности возрастной психологии, определяющие выбор того или иного произведения писателя при изучении его творчества.

Так, психологические особенности учеников пятого класса не позволяют предлагать к изучению сложные произведения Бунина. По сути этот период развития ребенка относится к детству, что и определяет произведения Бунина, предлагаемые к изучению  в 5 классе. Как правило, этим произведением является стихотворение «Детство», в котором поднимаются вопросы, близкие по духу к психологии ребенка.

В седьмом классе, в период отрочества, для подростков очень остро стоит проблема «отцов и детей», поэтому с учетом психологических особенностей соблюдая преемственность  по отношению к предыдущим темам, изучаемым в пятом классе логичным представляется изучение произведения Бунина, в котором решаются проблемы, близкие учащимся, а именно – взаимоотношения в семье родителей и детей.

Девятый класс с полным правом можно отнести к периоду самоопределению учащихся, т.к. этот класс является переходным в жизни учеников, кто-то покидает школу, кто-то продолжает обучение. Именно этим аспектом определяются психологические особенности девятиклассников и выбор произведения, которое будет рассматриваться  в рамках  изучения творчества Бунина.

В одиннадцатом классе в основе своей ученики представляют собой сформировавшиеся личности, поэтому, на мой взгляд, в выборе произведения Бунина, предлагаемое к анализу в классе следует ориентироваться не столько на психологию школьников, столь на степень воздействия этого произведения на психологию ребенка, происходит как бы последняя огранка психологических особенностей личности, начатое еще в пятом классе.

Таким образом, выбор произведения предлагаемого к изучению к в школе, творений как Бунина, так и других писателей определяется возрастными психологическими особенностями школьников.

    

1.2. Методический аспект

1.2.1. Бунин – поэт, прозаик, публицист и т.д.

 

Сложные материальные условия в семье заставили Бунина рано начать самостоятельно работать. В 1889 – 1895 гг. он был журналистом в орловской периодике. Свои первые литературные опыты  - стихи и рассказы – Бунин посылал в столичные газеты и журналы. Первый юношеский сборник лирики «Стихотворения 1887 – 1891», который позднее сам Бунин оценил отрицательно вышел в 1891 г. в Орле.

Отличительная черта Бунина – его универсализм.  Писатель одинаково ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. Переводческая работа сопутствовала писательскому росту: еще до публикации своих первых стихов и рассказов Бунин в 1886 – 1887 гг. с увлечением переводил «Гамлета», в последующие годы – Петрарку, Гейне, Верхарна, Мицкевича, Теннисона, Байрона, Мюссе и многих других зарубежных классиков. Первые публикации переводов Бунина появились в свет, когда автору не было еще 20 лет. Главной переводческой работой Бунина стала «Песнь о Гайавате» Г. Логенфелло, опубликованная в 1896 г.

На фоне русского реализма начала ХХ века позиция Бунина по отношению к русской жизни выглядела непривычно: многим своим современникам он казался невозмутимым «олимпийцем» - «холодным», хотя и блестящим мастером, а его суждения о России, русском человеке, русской истории – слишком отстраненными, внешними. Действительно, при постоянном и остром ощущении своей принадлежности к русской культуре, «роду отцов своих», древности и величия Руси – Бунин старался дистанцироваться от сиюминутных социальных тревог, избегал в своем дореволюционном творчестве  публицистичности (что заметно отличало его от М. Горького, Л. Андреева, А. Куприна и от некоторых поэтов-символистов).

Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть ее трагизм, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало ("Антоновские яблоки").

Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет ("Лирник Родион").  Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало - в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя ("Чаша жизни"). Бунин - фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество Бунина перекликается с концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость его образов голосами Вселенной сближает его творчество с буддистскими идеями.

Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции.    Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви по Бунину,  становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки темы любви служит рассказ "Сны Чанга" (1916 г). Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ "дальних работящих людей"(немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья:

1. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни;

2. Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, т.к. всегда существует возможность измены;

3. Путь вечной жажды, поиска, в котором, впрочем, по Бунину тоже нет счастья.

Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности. Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.

В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются с концом, не желают тревожить своей смертью близких ("Сверчок", "Худая трава"). Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так в рассказе "Антоновские яблоки" восхищение щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб.   Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскуднение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий ("Антоновские яблоки"). Во многих рассказах 1890-1900 гг. появляются образы "новых" людей, рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных премен. В начале 1900-х гг. лирический стиль ранней прозы Бунина меняется.

В рассказе "Деревня" (1911 г.) отражены драматические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ "Суходол" поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира, становясь летопись медленного трагического умирания русского дворянства (на примере столбовых дворян Хрущевых). И на любви, и на ненависти героев "Суходола" лежит печаль тлена, ущербности, закономерности конца. Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном, трагическая гибель Петра Петрович предопределены самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта, доживающие  свой век женщины живут одними воспоминаниями о прошлом. Заключительная картина церковного кладбища, "потерянных" могил символизирует потерю целого сословия.

В "Суходоле" Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, все различия сводятся лишь к материальной стороне.

Утверждение в России нового политического строя заставило писателя в 1918 г. покинуть Москву, а в начале 1920 г. окончательно расстаться с Родиной. Октябрьскую революцию Бунин сразу и бесповоротно осудил. Его дневник той поры,  опубликованный в эмиграции под названием «Окаянные дни», лучше всего объясняет причины, заставившие писателя эмигрировать. Почти лишенные примет художественной организации заметки Бунина высокой концентрацией страстной неприязни к большевизму.

В отличие от многих русских писателей, как и он, вынужденных покинуть Россию, Бунин не считал, что не может полноценно творить в отрыве от родины. Почти все, что он написал в эмиграции, принадлежит к его лучшим творениям.  Шедеврами эмигрантского периода становятся повесть «Митина любовь», автобиографическая книга «Жизнь Арсеньева» (пожалуй самое «бунинское произведение»), сборник рассказов о любви «Темные аллеи» и художественно-философский трактат  «Освобождение Толстого». Последняя книга, над которой работал Бунин и которую ему не удалось завершить, - «О Чехове»

«Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии   же яко одушевленные…». Этими словами открывается «Жизнь Арсеньева» - книга о любви, о смерти, о трагической радости существования в грозном и одновременно прекрасном мире; книга о России и о творческой силе памяти. Художественная память, согласно позднему Бунину, способная возвысить человека над хаосом проходящей жизни, поэтому она не менее, а более реальна,  чем поток непосредственных воздействий действительности. Вне эстетики, по Бунину бессмысленно искать оправдание бытию, лишь творчество наделяет его смыслом. В  1933  г. Бунину, первому из русских писателей, за роман «Жизнь Арсеньева» были присуждена Нобелевская премия по литературе.

 

1.2.2. Анализ существующих школьных программ по литературе.

В нашей работе мы рассмотрим следующие, существующие на сегодняшний день школьные программы по литературе для V  - XI классов:

3       Программа по литературе (5-11 классы). Авторы: Т.Ф Курдюмова, П.П. Полухина, В.я. Коровина, И.С. Збарский, Е. С. Романичева. Научный редактор Т. Ф. Курдюмова.

3         Программа по литературе (5-11 классы) Авторы: А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева, В.В. Леденева, И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов. Под редакцией А.Г. Кутузова. В работе над программой принимал участие Л.В. Колосс.

3       Программа по литературе (5-11 классы) для школ с углубленным изучением литературы,  гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Авторы: А.Б. Лесин, О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин. Под ред. М.Б. Ладыгина.

Итак, какие же произведения Ивана Алексеевича Бунина предлагаются к прочтению и изучению  в рамках школьного курса в указанных программах.

В программе Т.Ф. Курдюмовой последовательно осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы, что делает программу достаточно гибкой и удобной для применения в школе, и в принципе позволяет соблюдать принцип преемственности.  Так, в средних классах  предлагается три круга чтения художественных произведений: для чтения и изучения, для самостоятельного чтения и обсуждения в классе для внеклассного чтения. Эти круги чтения могут варьироваться в зависимости  от конкретных условий.

Активное включение ученика в творчество на всех этапах литературного образования неразрывно связано с последовательным усилением его самостоятельности от класса к классу.

Рассмотрим какие произведения Бунина предлагаются в рамках представленной программы.

5 класс.

В процессе изучения русской литературы ХХ века в 5 классе для самостоятельного  чтения и  обсуждения в классе предлагаются следующие произведения И. Бунина: «Детство», «Сказка». Основные акценты предлагается расставить  на следующих аспектах – мир фантазии и мир творчества. И.А. Бунин – прозаик и поэт.

Таким образом, уже на начальном этапе изучения творчества писателя к рассмотрению предлагаются не только особенности художественного мира Бунина, но и градация его творчества на прозу и поэзию.

На мой взгляд, в данном случае несколько нелогичным представляется введение к обсуждению темы Бунин-прозаик без чтения прозаического произведения, т.к. и «Детство» и «Сказка», предлагаемые к чтению и обсуждению являются лирическими произведениями.

В шестом классе в программе отсутствуют произведения Бунина.

7 класс.

В седьмом классе для чтения и изучения предлагаются следующие произведения И.А. Бунина: «Цифры», «Лапти». К изучению предлагаются следующие вопросы – «Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы Бунина по выбору учителя и учащихся».

Далее в рамках изучения темы «Край ты мой, родимый край!», среди прочих предлагаются к чтению и обсуждению стихотворения Бунина.

В восьмом классе нет произведений Бунина, предлагаемых к чтению или изучению.

9 класс.

В девятом классе в рамках изучения темы «Русская проза ХХ века» для чтения и изучения предлагается рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». В рамках изучения данного произведения рекомендуется решение следующих вопросов: «Слово о Бунине. Особенности бунинского рассказа. Мастерство писателя стилиста».

Таким образом, на данном этапе изучения творчества Бунина в основном рекомендуется решать литературоведческие вопросы. Кроме того, в девятом классе в рамках данной программе  вводится новый вид урока – «Биография писателя».

Курс литературы 10-11 классов в рамках данной программы включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них дают возможность раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие - более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений.

Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и  различными творческими группами писателей.

Так как основу программы изучения литературы в 10 классе составляется русская литература 19 в., творчество Бунина, львиная боля которого приходится на век 20 в нее не вошло.

В 11 классе творчество Бунина открывает изучение достаточно объемной темы проза конца 19 – начала 20 века.

Однако в программу вошли не только прозаические произведения Бунина, такие как «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Иоанн Рыдалец», «Чистый понедельник», но и стихотворения, выбор которых предоставлен учителю и ученикам, так же свобода выбора предоставлена и в плане изучения прозаических произведений.

К рассмотрению на уроках предлагаются следующие вопросы: «Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического творчества. Осуждение бездуховности существования».

Таким образом, проследив произведения Бунина, представленные в данной программе, и вопросы, предлагаемые к рассмотрению на уроке следует отметить следующее: в программе в принципе соблюдается преемственность в процессе изучения  произведений Бунина, если рассматривать их с точки зрения содержания, детям предлагается ознакомится с творчеством писателя в порядке степени усложнения произведений, однако, как нам кажется несколько сумбурным представляется градация изучения творчества Бунина-поэта и Бунина-прозаика (см. 5 и 11 классы). Кроме того, стоит отметить достаточно большую свободу выбора произведений, иначе говоря гибкость представленной программы, что имеет как свои положительные, так и  отрицательные стороны, и если положительные стороны очевидны – учитель может рассматривать те произведения, которые ему более близки и интересны, чем представленные в программе, то к отрицательным сторонам, на наш взгляд можно отнести тот факт, что молодые, неопытные учителя, могут ошибиться в выборе произведений, что может неадекватно сказаться на процессе изучения достаточно неоднозначного творчества Бунина.

Несколько иначе разработан подход к обучению литературе в средней школе в программе созданной под руководством   А.Г. Кутузова. Схематично модель образования, предлагаемой в данной программе можно представить в виде таблицы, которая приводится в пояснительной записке к программе.

Класс

Содержание образования

Учебная цель

Структурный принцип программы

Эстетическая проблема

5

Переходный

Обучение эстетическому анализу

Жанрово-родовой

Фольклор и литература

6

Литература как искусство слова

 

Роды и жанры. Слово в тексте

Миф – фольклор – литература: условность, автор Герой – характер, образ.

7

8

 

 

Литературный процесс

Литература и традиции

9

 

Интерпретация текста

Интегральный курс

Автор – образ – читатель

10

Дифференцированный курс

Историко-функциональное изучение литературы

Историко-литературный

Время – писатель – произведений

11

Художественный мир писателя

 

 

 

 Цель и задачи литературного образования, структурные принципы и возрастные читательские интересы – вот главное составляющее программы.

Итак, рассмотрим, соблюдаются ли указанные, честно говоря обнадеживающие принципы представленной программы.

В 5 классе творчество Бунина представлено только поэтическими произведениями, которые предлагаются пятиклассникам для самостоятельного чтения. Среди них: «Укоры», «Густой, зеленый ельник у дороги…», «Няня», «Осыпаются астры в садах…», «Перед закатом набежало…», «Вечер», «Слово», «Детство», «Сказка».

Нам представляется такой подход к начальному этапу изучения творчества И, Бунина более продуктивным, чем предыдущей программе, так в силу психологических особенностей дети этого возраста скорее воспримут поэзию Бунина, чем его прозу, однако, на мой взгляд, произведения представленные в данном разделе (а кроме Бунина, здесь указаны произведения Бальмонта, Блока и  т.д.) эти произведения требуют определенной подготовки, а следовательно отдельных уроков.

В шестом классе программы Кутузова представлены не только поэтические произведения Бунина, среди которых: «Помню долгий зимний вечер…», «Летняя ночь», «На окне серебряном от инея…» и т.д., кроме них к изучению предлагаются отрывки из романа «Жизнь Арсеньева», что на мой взгляд является несколько нелогичным, поскольку этот роман является вершиной творчества Бунина не может быть адекватно и позитивно воспринят шестиклассниками.  Кроме того, к изучению представляется вопрос «Поэтический мир Бунина», который безусловно должен рассматриваться без отрыва от поэтики прозы Бунина, тем не менее, на мой взгляд, в данном случае для примера можно было подобрать более подходящее прозаическое произведение писателя.

В девятом классе, в рамках темы «В мире русской литературы» к изучению предлагаются рассказы Бунина «Господин из Сан-Франциско», и для классов с углубленным изучением литературы – «Холодная осень». На уроках к изучению представленные следующие вопросы: «Сюжет и характер в произведениях Бунина. Психологизм: особенности бунинского  стиля».

В данном случае изучение представленных произведений и вопросов кажется вполне логичным, но с одной оговоркой – если уж придерживаться принципа преемственности, на мой взгляд, следует добавить еще один вопрос к изучению, а именно – «Особенности бунинской прозы», ибо без него  учащимся будет достаточно трудно разобраться в особенности стиля писателя.

Достаточно логичным представляется подробное изучение творчества Бунина в 11 классе. В частности к изучению предлагаются следующие произведения, проблемы и вопросы.

Толстовские и чеховские традиции в творчестве Бунина. Обращение к вечным вопросам человеческого существования. Эстетика символистов и поэзия Бунина. Образ природы («Осенний ветер», «Запах соли…»). Чувство пустынности, безлюдья и одиночества человека в мире (стихи 1886-1903 гг.)живописание природы как декларация объективных человеческих ценностей. Влияние на поэтические принципы Бунина поэзии Фета. Субъективно-эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет. Чувственная деталь, образы детали.

Соотношение национального, социального и общественного в героях Бунина. Влияние Толстого, Древнего Востока, пантеистической философии. Лирико-философское решение «мужицкой темы» («Деревня», «Антоновские яблоки»). Картины «погибающих помещичьих гнезд»  («Золотое дно»). Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени». Исследование неразрешимых противоречий национального характера. Размышления о страшной и бессмысленной жестокости людей («Ночной разговор»). Поиски целостности личности и психологии человека («Чаша жизни»).

Вечные проблемы в художественном мире Бунина. Герой писателя: «чувство смерти» и жажда жизни. Образы последних дней героя («Худая трава»). Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть, как первозданная глубина стихии природы («Солнечный удар», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»). Жанр рассказа, как художественное стремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения» жизни, синтез поэтического и прозаического, открытый лиризм, подтекст. Рассказ-портрет, рассказ-«лицо».

На наш взгляд, с некоторыми оговорками, с точки зрения принципа преемственности изучения литературы эта программа более удачна, чем предыдущая. Основным плюсом, на наш   взгляд, является тот факт, что весь процесс изучения творчества Бунина объединен сквозной темой «поэтика произведений Бунина», причем как поэтических, так и прозаических. Учитывая, что этот момент является одной из основных отличительных черт творчества Бунина, этот факт представляется выигрышным в данной программе. Единственным, что хотелось бы отметить из отрицательных черт, является некоторая тематическая разобщенность произведений, представленных к чтению и изучению в рамках данной программы. 

Программа изучения литературы для классов с углубленным изучением литературы, лицеев и гимназий с гуманитарной направленностью под редакцией Ладыгиной, представляет  в рамках данного исследования наибольший интерес, в связи с тем, что она по определению должна быть наиболее полной и всеохватывающей, т.к. в заведениях с углубленным изучением литературы, этому предмету уделяется наибольшее внимание и выделяется большее количество часов. Рассмотрим, соответствует ли данное предположение истине, проанализировав подход к изучению творчества писателей на примере Бунина.

Отбор материала для программы, согласно утверждениям разработчиков, подчинен нескольким основным принципам.

Во-первых литературное образование должно базироваться на изучении художественных произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью; причем произведения должны читаться и изучаться в полном объеме (без конъюнктурного искажения текста, исключающего и адаптацию). Во-вторых, произведения, отобранные для изучения,  должны быть доступны читательскому восприятию учеников, соответствовать интересам и возрастным особенностям школьников. В-третьих, произведения должны соответствовать образовательным целям данного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.

Итак, проанализируем данную программу, и рассмотрим,   соблюдается ли в ней принцип преемственности.

Изучение творчества Бунина, согласно данной программе следует начинать с девятого класса, что на наш  взгляд, является несколько   нелогичным, т.к. у детей к этому возрасту должно сформироваться хоть малейшее представление  о творчестве писателя.

К изучению предлагается рассказ И. Бунина «Господин из Сан-Франциско», причем рассматривается это произведение как новелла. К изучению предлагаются следующие проблемы: «Тема губительного влияния богатства на человеческую душу. Система ценностей в новелле. Символика и художественная деталь в новелле».

Данная постановка вопроса, даже с учетом того, что она рассчитана на «сильных» учеников, представляется несколько алогичной, т.к. Бунин относится к тем писателям, изучение творчества которого невозможно без предварительной подготовки. Ученикам будет трудно разбираться в поставленных вопросах без знания особенностей творчества писателя.

В 11 классе  творчество Бунина рассматривается среди прочих во время изучения темы «Русское литературное зарубежье».

Таким образом, если говорить об изучении творчества Бунина эта программа является наиболее слабой из всех представленных. Кроме того, если говорить о принципе преемственности, составители данной программы, на наш  взгляд,  использовали его весьма однобоко: вся программа построена на основе литературоведения, с учетом жанров и родов литературы. С одной стороны, этот принцип имеет свои неоспоримые преимущества, но с другой, создается такое впечатление, что авторами программы напрочь отрицался принцип историзма в процессе изучения литературы.

Таким образом, проанализировав представленные в данном исследовании программы можно прийти к выводу, что наиболее соответствующей принципу преемственности в процессе изучения литературы в школе представляется программа А.Г. Кутузова.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Примерное методическое  планирование уроков. Посвященных творчеству Бунина (5 – 11 класс).

5 класс.

«У каждого из слов душа своя…». «Детство» И.А. Бунина

1 час

7 класс.

Поэтический мир И.А. Бунина. «Лапти». Стихотворения по выбору учителя. Поэтика прозы и поэзии писателя.

2 часа

9 класс

Рассказы Бунина «Господин из Сан-Франциско», и для классов с углубленным изучением литературы – «Холодная осень». Особенности бунинской прозы. Сюжет и характер в произведениях Бунина. Психологизм: особенности бунинского  стиля».

2 часа

11 класс.        

Урок 1. «Живопись» словом и «звучание». Как читать прозу Бунина.

Цели: знакомство с прозой Бунина, с ее отличительными особенностями, с понятиями: «живопись» словом и «звучание», с отдельны­ми фактами биографии писателя и их опреде­ляющим значением. Закрепление теоретичес­ких понятий на практике. Повторение понятий эпитет, синоним и контекстуальный синоним, наблюдения над звуковым способом органи­зации передачи цвета, над синтаксическими способами передачи идеи.

Проза конца XIX - начала XX века немыс­лима без имени Ивана Алексеевича Бунина. Сегодня у нас с вами первый урок по творче­ству этого писателя и один из первых уроков ко всему курсу литературы XX века. И эти пер­вые уроки похожи на первые строки, страницы произведения (романа, повести, рассказа), на первые фразы стихотворения. И от них очень многое зависит. Иван Алексеевич в таком слу­чае говорил: «Да, первая фраза имеет решаю­щее значение. Она определяет прежде всего размер произведения, звучание всего произ­ведения в целом».

Обратите внимание на слово «звучание» в этой цитате. Хотя он, как говорил, «...писал из самого себя», всегда держал в поле внимания того, кому адресовано произведение, читате­ля то есть нас всех. И поэтому он работал кропотливо, скрупулезно, выверяя каждое сло­во, каждую фразу, добиваясь определенного звучания. И в том, что уравновешенный, сгармонизированный текст начинает «звучать», вы очень скоро убедитесь сами.

Не только музыка, «звучание» характерны для прозы Бунина, но и вполне видимая, ося­заемая действительность, созданная его мас­терским словом. Он — виртуоз слова. Читаешь его рассказы, и сразу же из ниоткуда появля­ется действительность, реальность, которую слышишь, чувствуешь, видишь во всех крас­ках, перед внутренним взором — жизнь, яркая, сочная, вполне реальная, озвученная.

Вы спросите: откуда эта способность у писателя? Это дар, талант, врожденное чувст­во, которое он обнаружил в себе еще в детст­ве, развил его. Он вспоминал: в детстве «чи­тал мало и не скажу, чтобы уж так жаждал книг... Но до сих пор еще помню, как читал я... Суть того чувства, что вызывали во мне эти книги, и до сих пор жива во мне, но ее трудно выразить. Главное заключалось в том, что я видел то, что читал, — впоследствии даже  слишком остро, — и это давало какое-то особое наслаждение».

И вот эту способность видеть, воображать, представлять он талантливо привносит в свои произведения. Впоследствии эта способность словом создавать видимый красочный мир, эта «живопись» словом и станет той отличительной чертой, которая будет привлекать внимание читателей и составлять сущность ни писателя Бунина.

Только что прозвучало слово «живопись», а мне невольно подумалось о том, что у этой, особенности Бунина-писателя есть исток, начало. В «Автобиографических заметках» он вспоминает своего воспитателя, которого называет «престранным человеком», и сообща­ет, что он «был довольно начитан, владел тремя языками» и «вызвал к себе горячую лю­бовь» воспитанника. «Он мгновенно выучил «меня читать (по «Одиссее» Гомера), распалял  мое воображение, рассказывая о медвежьих с лесах, о Дон-Кихоте, и я положительно бредил  рыцарством! (И это рыцарство, обожествление женщины будет непременной составляю­щей его творчества,  - выделено  мной) Он играл на скрипке, рисовал акварелью, а с ним вместе иногда по целым дням не разги­бался и я, до тошноты насасываясь с кисточки водой, смешанной с красками, и на всю жизнь запо­мнил то несказанное счастье, которое принес мне первый коробок этих красок...».

 А теперь это «несказанное счастье» может стать достоянием каждого, кто откроет томик рассказов и повестей Бунина и начнет читать, рисуя, воспроизводя в своем воображении яр­кий, звучный, разнообразный мир. Попробуем это сделать сейчас.

(Выразительное чтение фрагмента из рас­сказа «Антоновские яблоки» от слов: «Сад у тетки славился своей запущенностью...» до слов: «...под бесконечные разговоры про старину, про наследства, начинают появляться угощения...».)

Как удивительно точно сказал А. М. Горь­кий: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния». А каков был жиз­ненный путь человека, умевшего создавать «живой радужный блеск и звездное сияние»?

(Краткое сообщение учащегося о биогра­фии Бунина).

 Шестнадцатилетний Бунин в одном из своих стихотворений восклицает: «Ты раскрой мне, природа, объятья, чтоб я слился с красою твоей!» И эта красота природы затем естест­венно переливается в рассказы мастера. А возможно это лишь при одном условии: надо бесконечно любить природу, чувствовать орга­ническую связь с ней. Позже А.А. Блок скажет: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слухо­вые его впечатления богаты. Мир его - по преимуществу — мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними пережива­ний». Давайте убедимся в правильности и глу­бине мысли Блока.

(Чтение учащимся фрагмента из рассказа «Антоновские яблоки» от слов: «Помню ран­нее, свежее, тихое утро...» до слов: «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, - первый признак богатой деревни, — и были все высокие, большие и белые, как лунь».)

Обратите внимание на то, что любование  осенью переходит в гимн, в восхваление плодоносящей, здоровой жизни. И это - высшее земное благо, это — праздник всей жизни. Как добивается Бунин-писатель эффекта «живописи» словом? Попробуем открыть одну из тайн его мастерства. Для этого запишем и с проанализируем небольшой фрагмент из рас­сказа «Эпитафия»:

 «Осень приходила к нам светлая и тихая, так мирно и спокойно, что, казалось, конца и, не будет ясным дням.

Она делала дали нежно-голубыми и глубокими, небо чистым и кротким. Тогда можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, что недолговечен этот убор, как листок за ли­стком осыпается он, пока, наконец, не остава­лась вся раздетая на его золотистом ковре. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озаренная из-под низу отсветом сухих листьев».

 Вопросы и задания к тексту.

1. Какой цвет преобладает в этом фрагменте?

2. Найдите слова (эпитеты), которые прямо передают этот цвет.

3. Найдите слова (контекстуальные синонимы), которые тоже передают основной фон этого цвета.

4. Словом писатель не только расцвечива­ет эту картину в золотые цвета, но и создает ощущение спокойствия, уравновешенности, гармонии. Найдите соответствующую лексику.

5. Не только лексику соответствующего значения использует автор, но и резервы син­таксиса. Определите в предложениях место­положение и очередность подлежащего и ска­зуемого. Сделайте вывод. (Ребята очень легко делают вывод о том, что автор использует прямой, обычный не вызывающий волнения порядок слов.)

6. Озаглавьте фрагмент.

И, завершая наш урок, я бы хотела прочи­тать два предложения Ивана Алексеевича из рассказа «Эпитафия»: «Жизнь не стоит на ме­сте, — старое уходит, и мы провожаем его ча­сто с великой грустью. Да, но не тем ли и хо­роша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении?».

Так и этот урок уходит от нас в прошлое. А впереди нас ждет разговор о том, отчего мо­жет погибнуть человек, что такое настоящая любовь и как долго она длится и многое дру­гое. Читая, готовясь к следующему уроку, не забудьте о «живописи» словом, о звучащем слове Бунина.

Домашнее задание.

Общее: I. Прочитать рассказ Бунина «Гос­подин из Сан-Франциско». Ответить на вопро­сы (проанализировать текст):

1.     Каковы главные интересы в жизни гос­подина из Сан-Франциско, которая умести­лась между двумя поездками на пароходе «Ат­лантида»?   2.Почему один и тот же мир «зол» для гос­подина из Сан-Франциско и «прекрасен» для лодочника Лоренцо и двух абрупцских горцев? 3.Как антитеза помогает автору выразить главную мысль рассказа?

II. Прочитать рассказ Бунина «Солнечный удар».

1.     Почему именно так называется рассказ?  2.Докажите, что эта встреча не заурядный адюльтер (супружеская неверность), а миг «слишком большой любви».  3.Почему автор разлучает героев? Что бы было, если бы они продолжили знакомство?

III. Прочитать рассказ Бунина «Темные ал­леи».

1.     Найдите ключевую фразу, раскрытие содержания которой может помочь понять главную мысль рассказа. Кому принадлежит эта фраза?  2. В этом рассказе три действующих лица. На каком герое сосредоточивает свое внима­ние автор? 3. Как пейзаж и интерьер помогают понять красоту души Надежды и отсутствие таковой у Николая Алексеевича?

Индивидуальное:

I.                   Выразительное чтение наизусть стихо­творения Н.П. Огарева «Обыкновенная по­весть».

II.                Прочитать рассказ «Чистый понедель­ник», кратко пересказать, сделать вывод о том, почему автор любуется героиней. Что спасает ее в жизни?

Урок 2. «Живая вода сердца, чистая вла­га любви, печали и нежности» Бунина.

Цели: выяснить основной пафос творчест­ва писателя, анализируя рассказы, филосо­фию отношения писателя к жизни, выбор жиз­ненных приоритетов, превосходство естест­венного бытия, осуждение бездуховности су­ществования, подчеркивание духовной значи­мости любви. Обратить внимание на эмоцио­нальную напряженность, ритмический строй прозы (аналогия со «Стихотворениями в про­зе» Тургенева), авторскую сопричастность, тонкий лиризм.

Дома, держа в руках томик Бунина, читая строки, вы убедились в том, о чем говорили на предыдущем уроке. И я думаю, что вы, не раз­думывая, согласитесь с мнением Горького, ко­торый самому Бунину в далеком августе 1916 года писал: «Вы для меня — первейший мас­тер в литературе русской, — это не пустое слово, не лесть...».

Попробуем и мы сегодня заглянуть в его мастерскую и узнать, что и как писал он. Для начала давайте представим, что этот вопрос мы задаем самому Ивану Алексеевичу. Что он ответит? Вот небольшой фрагмент его статьи «Как я пишу»: «...Я привык работать только в покое. Но писал всегда как-то запоем. Садился за писа­ние, и это означало, что надолго, пока не вы­пишусь до конца. И никогда, кстати сказать, не писал и не пишу по ночам. Вообще на нервах не работаю...

Как возникает во мне решение писать? Чаще всего совершенно неожиданно. Эта тяга писать появляется у меня всегда из чувства какого-то волнения, грустного или радостного чувства, чаще всего оно связано с какой-ни­будь развернувшейся передо мной картиной, с каким-то отдельным человеческим образом, с человеческим чувством... Это — самый на­чальный момент. Иногда я подолгу таю в себе это начало, иногда сажусь писать тотчас же, если это бывает в деревне, в тишине, в уеди­нении... Но это вовсе не означает того, что, беря перо, я наперед уже знаю все в целом, что мне предстоит писать. Это редко бывает... Только какой-то общий смысл брезжит мне... лишь звук его... ...Я никогда не писал под воздействием привходящего чего-нибудь извне, но всегда писал «из самого себя»».

Сегодня попробуем и мы прочитать, уз­нать в покое (а по-другому невозможно читать Бунина, это его ритм, размеренный, чистый, умиротворенный) главные мысли, «звуки» рас­сказов, чтобы определить, из чего слагается внутренний мир мастера.

Один из сборников рассказов и повестей Бунина (1917—1930) начинается рассказом «Роза Иерихона». Иван Алексеевич рассказы­вает о том, что на Востоке в древности в знак веры в жизнь вечную, в Воскресение из мерт­вых, клали в гробы, в могилы Розу Иерихона (дикий волчец). И сам удивляется, что такое красивое название дали клубку сухих, колючих стеблей, очень похожих на знакомое перекати-поле. Оно (растение), сорванное и унесенное за тысячи верст от своей родины, годы может лежать сухим, серым, мертвым. Но, будучи по­ложено в воду, тотчас распускается, дает мел­кие листочки и розовый цвет. И бедное чело­веческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет разлук и потерь, доколе жи­ва душа моя, моя Любовь, Память!

Так и мы с вами сегодня, отвечая на воп­росы, высказывая свое мнение, будем воскре­шать «душу, Любовь, Память» писателя, кото­рый «сухие, серые, мертвые» «корни и стебли» окружающего мира погрузил «в живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежно­сти» и произрастил «заветный злак». Нашими силами, голосами, мыслями воскресим мы ду­шу человека, чтобы и в нас самих «не иссякла эта влага, не оскудело и не иссохло сердце».

Начнем мы наш обмен мнениями с рас­сказа «Господин из Сан-Франциско». В центре внимания писателя, как вы уже успели заме­тить, человек. Он показан, а этого требует жанр рассказа (вспомним, что рассказ — это малая эпическая форма, которая говорит об отдельном событии в жизни героя. Характер уже сложившийся, определенный), только в один определенный момент жизни — путеше­ствии, которое закончилось, оборвалось есте­ственной смертью. Итак, перед нами только эпизод жизни героя. Каков он, каковы его главные интересы, что определяет его жизнь?

Беседа с учащимися по вопросам к данно­му рассказу.

Этот до известной степени простой худо­жественный прием (антитеза) противопостав­ления ярко представляет нам контраст «радо­стного, прекрасного, солнечного» острова Капри и показной, по дешевым актерским реце­птам расписанной жизни американского гос­подина и его семьи. Фальшь поработила лю­дей, приплывших в Европу на роскошном ко­рабле. Мера ценности человека — его деньги. Вот молодая пара нанята на комфортабельное судно для изображения влюбленных — все это скверная игра, противная духу здоровой жиз­ни, игра, в которой завуалировано духовное умирание, смерть человека. Но бездушная иг­ра продолжается: хозяин отеля не хочет тре­вожить постояльцев, на пароходе тщательно прячут в глубине трюма гроб с покойником. Прячут — и продолжают вести призрачную на­рядную жизнь, полную шелков, блеска брилли­антов, по-прежнему танцует «пара нанятых влюбленных»...

А все это несет людям индустриальный век, эпоха новой цивилизации. Что может спа­сти человека от житейской суеты, от все убы­стряющегося темпа?

Сообщение учащегося (краткий пересказ с собственным выводом) по рассказу «Чистый понедельник».

Обратите внимание на символику назва­ний рассказов Бунина. Как они точны, кратки и вместе с тем многослойны, как и полагается символу. Обычный человек решает изменить свою жизнь с понедельника. Но мне кажется, что не день недели определяет поворот в жиз­ни, а внутренние часы человека, которые идут, движутся по духовным законам. Никто не зна­ет, когда они «пойдут», но то, что они должны «идти», что мы должны жить по духовным «ча­сам», знает Бунин определенно. Что в жизни, какое внешнее событие в жизни может «заве­сти» пружину, «духовных» часов? Может быть,  такое событие, о котором вы узнали из рас­сказа «Солнечный удар»?

Беседа с учащимися по вопросам к данно­му рассказу.

Этот рассказ в столь сжатой форме и с та­кой силой передает драму людей, познавших вдруг подлинную, слишком счастливую любовь; счастливую настолько, что продлись это зна­комство еще один день (и оба героя знают это), то любовь, осветившая всю их серую жизнь, тотчас покинула бы их, перестала быть «солнечным ударом». Любовь — высший судья в человеческих отношениях. Недостойное отно­шение к ней, снижение, опошление ее духов­ной значимости не остается безнаказанным. Герой, предав любимую, несчастлив всю свою жизнь. О герое какого рассказа идет речь? (О Николае Алексеевиче из рассказа «Темные ал­леи».) Вот так органично мы и перейдем к бе­седе по содержанию этого рассказа.

Беседа с учащимися по вопросам к данно­му рассказу.

Интересно то, что название этого расска­за и сюжет возникли у Бунина под влиянием стихотворения Николая Платоновича Огарева «Обыкновенная повесть». И это вполне нор­мальное явление в искусстве: одно произве­дение порождает другое. Этому мы можем найти массу примеров: содержание Библии, жизнь Иисуса Христа стала источником вдох­новения и для писателей (Достоевский, Булга­ков, Айтматов), художников (Крамской, Ива­нов), музыкантов и т.д. Но это стихотворение только повлияло на появление рассказа. Сю­жеты в них различны и идейно-эстетические системы отличны. Вы в этом можете сейчас убедиться. Послушайте стихотворение. (Чтение учащимся стихотворения Н.П.Ога­рева «Обыкновенная повесть».)

Сколько таких «обыкновенных» историй случается с людьми. Где же источник силы, который помогает выстоять, выдержать жиз­ненные испытания? Герой, отчасти близкий писателю, как это ни странно, делает откры­тие: источник силы в самом человеке.

Чтение фрагмента из рассказа «Перевал» (от слов: «Ночь давно, а я все еще бреду по горам к перевалу, бреду под ветром...» до слов «А подъемы к новому счастью были высо­ки и трудны...»).

Эта великолепная, величавая, многослой­ная, живописная проза Бунина принесла ему славу. Он стал Нобелевским лауреатом. Буни­на-прозаика знают все. Но мало кто знает Бу­нина-поэта. О Бунине — самом звездном поэ­те русской культуры — поговорим на следую­щем уроке.

Домашнее задание.

Общее.

I.                   Прочитать статью о Бунине из учебного пособия «Русская литература XX века» под ред. Ф.Ф. Кузнецова, ч. I, с. 257—266.

II.                Подготовить сообщение о творчестве Бунина в эмиграции.

III.             Выписать из справочника по литерату­ре понятия: эпитет, сравнение, метафора.

Индивидуальное.

Выразительное чтение наизусть стихотворений «Не устану воспевать вас, звезды...», «Сириус», «Звезда дрожит сре­ди вселенной...», «Ночь», «Собака», «Вечер».

Урок 3. «Когда весь мир любил я...» (поэ­зия Ивана Бунина).

Цели: познакомить с поэзией Бунина, представить его как поэта высокой духовной гармонии, как поэта-философа, дать предста­вление о метатексте, повторить понятия эпи­тета, сравнения, метафоры.

На предыдущих уроках мы говорили о ма­стерстве Бунина-прозаика. Именно этот имидж (прозаика) надолго заслонил Бунина-поэта. А между тем вот что писал Валерию Яковлевичу Брюсову Горький еще в 1901 году: «С благодарностью извещаю, что получил пре­красную книжку стихов Бунина, коего считаю первым поэтом наших дней».

А еще раньше (в 1899 году) Горький в письме Бунину, отметив в его стихах «огром­ное чутье природы», по поводу стихотворения «В поезде» восклицает: «Миленький мой, это и есть самая чистая поэзия».

А мне бы хотелось добавить, что поэзия Бунина не только чистая, но она и самая «звездная». В его замечательном поэтическом наследии (около 1200 стихотворений) перели­вается великолепное созвездие ночных, суме­речных стихов, наполненных тишиной и таин­ственным мерцанием. Никто из русских поэтов не дал столь разнообразного описания ночей Земли и звездного неба.

Нелегко объяснить, чем вызвана эта неиз­менная привязанность поэта к ночи, к звез­дам, — особым ли возвышенно-меланхоличес­ким состоянием души, предчувствием ли ста­туса взлетающей поэзии, или просто тою не­обыкновенною зоркостью, о которой сам Бу­нин писал в «Жизни Арсеньева»: «...зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах».

Справка: Летней ночью перед рассветом на востоке над горизонтом поднимается ма­ленькая, тесная группа звезд — Плеяды. В народе ее называют Стожары. Обычно в этой группе видно 6 звезд, но зоркий глаз ви­дит от семи до одиннадцати звезд, а в теле­скоп их можно насчитать более сотни. В теле­скопе они видны как бриллиантовая пыль. Сам поэт восклицает (чтение учащимся наизусть стихотворения):

Не устану воспевать вас, звезды!

Вечно вы таинственны и юны.

С детских дней я робко постигаю

Темных бездн сияющие руны.

В детстве я любил вас безотчетно, —

Сказкою вы нежною мерцали.

В молодые годы только с вами

Я делил надежды и печали.

Вспоминая первые признанья,

Я ищу меж вами образ милый...

Дни пройдут — вы будете светиться

Над моей забытою могилой.

И быть может, я пойму вас, звезды,

И мечта, быть может, воплотится,

Что земным надеждам и печалям

Суждено с небесной тайной слиться!

Сам автор замечает свою особую распо­ложенность к звездам. Свою судьбу он скло­нен рассматривать как недолгую жизнь метео­рита (падучей звезды). Мелькнула она — и нет уже более. А звезды и мечты о постижении их тайн, загадок остались. А потому хочет лири­ческий герой понять, зачем нужна кратковре­менная человеческая жизнь и бессмысленная смерть.

Среди звезд у поэта есть и «заветная зве­зда», к которой он обращается как к другу, за­щитнику, покровительнице.

(Чтение учащимся наизусть стихотворения «Сириус».)

Справка. Эпитет поэта «стоцветная» в приложении к светимости этой звезды не вы­думка, не преувеличение. Все астрономы счи­тают Сириус самой яркой звездой неба. Ее  причисляют к разряду белых звезд. Темпера­тура около 10 000 градусов. Это двойная зве­зда. Ее спутник — белый карлик. В Древнем Египте жрецы считали ее священной звездой и воплощением богини Исиды. С ее опреде­ленным появлением на небе связывалось воз­растание воды в Ниле.

Поэт, влюбленный в небо, знаток звезд, сравнивает себя со «звездой пылающей», с сосудом, вмещающим в себя и «земные скор­би», и «небесные слезы», но опять же пытает­ся понять смысл своего бытия. (Чтение уча­щимся наизусть стихотворения.)

«Звезда дрожит среди вселенной...»

Потир —"святая чаша, священный сосуд, который ставится на время Литургии на стол — жертвенник. Его наполняют вином с водою, символизирующим кровь Христову. И уже, как бы прозрев, объясняет свое на­значение, миссию. И эта миссия так удиви­тельно сопрягается с красотой и вечностью звезд. (Чтение учащимся наизусть стихотворения «Ночь».)

Самое, наверное, удивительное в творче­стве Бунина-поэта и Бунина-прозаика то, что между стихами и прозой можно без труда обнаружить тематическую связь. И сами стихо­творения как бы являются продолжением друг друга. Вот в стихотворении, прозвучавшем на этом уроке, «Звезда дрожит среди вселен­ной...» мы увидели поэтический прием, к кото­рому прибегает поэт, — скрытое сравнение-метафора (человек — сосуд, потир) позволяет автору высказать мысль о том, что он — сре­доточие и земной жизни, и небесной, матери­альной и духовной. И эта метафора переходит в простое сравнение, но теперь уже не со зве­здами, а с тем, кто их создал. (Чтение уча­щимся наизусть стихотворения «Собака».)

Это сравнение («как бы») выводит нас на совсем иной, философский уровень. Пусть вас не пугает это слово. Смысл, вложенный в не­го, говорит лишь о том, что речь пойдет не о конкретных вещах, а о более обобщенном, аб­страктном осмыслении их. Это взгляд на вещи «с высоты». И вот эту философскую «высоту» обнаруживает вроде бы обыкновенное пейза­жное стихотворение «Вечер» (чтение учащим­ся наизусть стихотворения).

Вот это последнее «Все во мне» поистине говорит само за себя. Какая бездна мудрости заключена в этой фразе. Объемность и глуби­на смысла роднит с библейской мудростью: «Царство Божие внутри вас».

Эта фраза сможет стать ключом к понима­нию, к прочтению Бунина. И поэзия, и проза — «в нем». И любовь, и смерть — «в нем». И тай­ны, и открытия — «в нем». И «живопись», и «звучание» — «в нем». И все это в таком вели­ком равновесии, а это есть суть высокой ду­ховной гармонии, которая обеспечивает уди­вительную цельность всему творчеству Буни­на. Все писательское наследие воспринимает­ся как единый метатекст, в котором все сопря­жено со всем в великой красоте и органично­сти. Сам Бунин говорил: «Свои стихи я не от­граничиваю от своей прозы. И здесь, и там од­на и та же ритмика... — дело только в той или иной силе напряжения ее».

И воспринимать его надо в этой целостно­сти. Многие современники, говоря о его сти­хах или рассказах, выделяли то одни достоин­ства, то другие. Бунина это не обижало, но и не устраивало. Он говорил: «А между тем че­ловек-то был я как раз не тишайший и очень далекий от какой бы то ни было определенно­сти: напротив, во мне было самое резкое сме­шение и печали, и радости, и личных чувств, и страстного интереса к жизни, и вообще сто­крат сложнее и острее жил я, чем это вырази­лось в том немногом, что я печатал тогда».

Вот так и мы с помощью этой цитаты и «замкнули круг», по которому «шли», принимая его за прямую дорогу. И «замкнулся» этот «круг» на самой личности, на самом творце ду­ховной культуры, на мастере слова, которое, кстати сказать, он завещал нам беречь:

И нет у нас другого достоянъя!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и

                                            страданья,

Наш дар бессмертный речь.

Надеюсь, что и для вас всегда будут жи­выми «письмена» Ивана Алексеевича Бунина.

 

 

 

Заключение

 

Нравственный и эстетический потенциал литературы раскрывается лишь при определенном эстетическом уровне восприятия искусства. Если мы хотим, чтобы русская и мировая культура действительно влияла на развитие ученика как человека и гражданина, необходимо в процессе школьного изучения литературы создать систему роста и постепенного усложнения эстетической деятельности, конкретно определить пути формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи. Необходимость создания новой программы по литературе диктуется современными задачами образования, связанными с социальными задачами нашего общества.

Почти все участники  дискуссий о перестройке школьной программы отмечают необходимость внутренней преемственности между различными этапами школьного литературного образования. Преемственность эта видится в разработке сквозных линий углубления идеологических, нравственных, эстетических проблем, в постепенном, восходящем по кругам каждого класса освоении творчества великих писателей, в развитии читательских умений, необходимых для общения с художественным произведением.

Под психологическими аспектом проблемы преемственности изучения творчества Бунина мы будем понимать особенности возрастной психологии, определяющие выбор того или иного произведения писателя при изучении его творчества.

Отличительная черта Бунина – его универсализм.  Писатель одинаково ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. На фоне русского реализма начала ХХ века позиция Бунина по отношению к русской жизни выглядела непривычно: многим своим современникам он казался невозмутимым «олимпийцем» - «холодным», хотя и блестящим мастером, а его суждения о России, русском человеке, русской истории – слишком отстраненными, внешними. Действительно, при постоянном и остром ощущении своей принадлежности к русской культуре, «роду отцов своих», древности и величия Руси – Бунин старался дистанцироваться от сиюминутных социальных тревог, избегал в своем дореволюционном творчестве  публицистичности (что заметно отличало его от М. Горького, Л. Андреева, А. Куприна и от некоторых поэтов-символистов).

Проанализировав представленные в данном исследовании программы можно прийти к выводу, что наиболее соответствующей принципу преемственности в процессе изучения литературы в школе представляется программа А.Г. Кутузова.  

Основным недостатком представленных программ, на наш взгляд, можно назвать непоследовательность в анализе творчества Бунина-прозаика и Бунина-поэта. В некоторых программах рассматриваются особенности прозы Бунина без анализа прозаического произведения, в некоторых, анализ представляется несколько однородным, одноплановым,   в то время, как творчество одного из величайших русских писателей – Ивана Алексеевича Бунина требует тщательного всестороннего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

& Бунин И.А. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., Правда 1956 г.

&  Литература в школе. № 1. 1999.

& Литературный энциклопедический словарь/Под ред. Кожевникова В.М. и Николаева В.М. М.. Советская энциклопедия. 1987 г.

& Методика преподавания литературы/Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. В 2-ух частях. М., «Просвещение» - «Владос». 1995 г.

& Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 1997 г.    

&  Сборник программ по литературе (5-11 классы). М., Дрофа. 1999 г.

Hosted by uCoz