Библия (от греч. «книги») - собрание древних тек­стов, которые канонизированы иудаизмом и христианством как Священное писание. Первая часть Библии признается обеими ре­лигиями и называется Ветхим Заветом. Со­гласно христианским представлениям, «за­вет» (договор) заключен с одним народом (евреями). Вторая по времени создания часть Библии называется Новым Заветом. Новый Завет заключен со всеми народами благодаря явлению Иисуса Христа. Третья мировая религия, основанная на почитании единого бога, в принципе признает святость Библии. Поэтому персонажи обеих ее час­тей, в том числе и Иисус, играют важную роль в исламе.

Религия евреев – иудаизм - одна из немногих национальных религий древ­него мира. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, т.к. вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама - двух крупнейших современных мировых религий. Иудаизм называют также религией Моисея, Моисеевым законом по имени легендарного законо­дателя евреев. Огромно количество посвященных ей сочинений. Для верующих евреев и христиан, особенно для католического и православного духо­венства, основная священная книга евреев -Библия остается отнюдь не историческим источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом, книгой, написанной по вдохновению святого духа. Это не одно сочинение, а большое количество разных литературных произведений. Сог­ласно традиции, они делятся на три большие группы.

Прежде всего, это книги закона (по-еврейски Тора) или так называемое "Пятикнижие Моисея", - книги, составление которых приписывается легендар­но-мифическому Моисею. В Пятикнижии изложены основные постулаты иуда­изма; христианство также отталкивается от Пятикнижия, как сердцевины ветхого завета и его догматы представляются дальнейшим развитием идей Пятикнижия. Начальная библейская книга Пятикнижия у евреев называется "В начале", а у христиан - книгой Бытия. Дело в том, что у евреев сложи­лась древняя традиция называния книги по первому ключевому слову; христиане сохраняют приверженность принципу именования книги по содер­жанию.

Книга Бытия - это рассказ о сотворении богом мира и человека, о жиз­ни первых людей в раю, об их изгнании из рая, о размножении человечест­ва и его древней истории, о всемирном потопе и о спавшемся от него Ное с семейством, о патриархах-родоначальниках еврейского народа  - Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе с братьями, о поселении евреев в Египте.

Вторая книга называется Исход (или по-еврейски Измена) - книга, кото­рая повествует о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея и об освобождении евреев из египетского плена, в ней содержатся знаменитые 10 заповедей бога и другие религиозные предписания.

Третья книга называется Левит (или «И воззвал») - книга религиозного законодательства.

Четвертая книга - Числа (или «В пустыне») повествует о законодательстве и истории евреев после выхода из Египта и до завоевания Палестины.

Пятая и последняя книга-Второзаконие (или Слова) - книга религиозно­го законодательства.

Вторую группу библейских книг составляют "исторические" книги или "писания". В эту группу входят: книга притчей Соломоновых, книга Песни Песней, Псалтирь (Псалмы, книга религиозных гимнов, приписываемых царю Давиду), книги Царств.

Третью группу составляют пророческие книги: пророков Даниила, Череки­иля, Иеремия и книги 12 "малых пророков": Авдия, Аггея, Осия, Амоса и дру­гих.

Все эти книги вместе взятые христиане называют Ветхим Заветом, в от­личии от собственно христианских (евреями не признаваемые) книг Нового Завета. После смерти Иисуса Христа, его воскресения и вознесения на не­бо община христиан несколько десятилетий не имела другого священного писания, кроме Танаха. Одновременно христиане с самого начала располага­ли своим преданием, т.е. довольно обширным собранием устных рассказов о Христе, о его учении, а также о его Христовой этике и так далее. Опреде­ленные части начинают переносить на папирус и пергамент. Возникает собственное Священное Писание - Новый Завет. По контрасту дохристианское Священное Писание стало называться Ветхим.

В Новый Завет входят:

1.законоположительные книги (или Четвероевангелие);

2.исторические книги;

3.учительные книги;

4.откровение Иоанна Богослова.

Основная часть Нового Завета состоит из четырех Евангелий, или "святых благовествований". Само слово "Евангелие"греческое и переводится как "благая весть". Христиане назы­вают "благой вестью" Евангелия, в которых рассказывается о пришествии долгожданного Мессии в лице Иисуса Христа. Он должен придти смиренно, в образе раба (слуги), чтобы своими страданиями, смертью и воскресением искупить грехи рода че­ловеческого. Но было обещано и второе пришествие, когда Он, облеченный властью и увенчанный славой, положит конец несправедливости в мире и создаст вечное счастливое царство.

В настоящее время в канон входят четыре Евангелия. Что касается названий "Евангелие Матфея", "Евангелие Марка" и т.д., то правильнее эти названия перевести с греческого нужно так: "Евангелие по Матфею", "Евангелие по Марку", ибо цер­ковь считает, что во всех Евангелиях заключается единое хрис­тианское благовествование о Христе Спасителе, но изобража­ется разными писателями. Таким образом, церковь считает, что есть одно Евангелие, но в четырех видах.

Отметим, что раннехристианские традиции единодушно связывают Евангелия с теми лицами, чьи имена стоят в загла­вии. Самым ранним считается Евангелие от Марка. Марк при­надлежал к христианской семье, одно время сопровождал апос­толов Петра и Павла во время их миссионерской деятельности. Считают, что благовествование от Марка написано для хрис­тиан нееврейского происхождения. Это видно из того, что он объясняет читателям неизвестные им еврейские обычаи.

Если в Евангелии от Марка повествуется главным образом о событиях жизни Христа, то в первом Евангелии, носящем имя Матфея, много места отведено словам Спасителя, его про­роческим предсказаниям. Это евангелие адресовано иудеям. В нем автор стремится доказать, что Иисус и есть долгождан­ный Мессия.

Автор третьего Евангелия Лука — это писатель, который уже имел перед глазами попытки изложить жизнь и учение Христа, сделанное Марком. Евангелие от Луки написано для людей, воспитанных в традициях эллинистической культуры, и еще в большей мере, нежели чем Евангелие от Матфея и Мар­ка, адресовано читателям "во всех народах" (Лк. 24:47).

Четвертое Евангелие носит имя Иоанна.. Принадлежа к уче­никам Иоанна Крестителя, он одним из первых последовал за Христом вместе с братом и матерью. Вначале 30-х годов пер­вого века Иоанн вместе с Петром проповедовал среди евреев и самарян, пережил арест, а после казни в 44 году его брата Иакова, вероятно, покинул Иудею. В конце столетия он возг­лавлял общины в Малой Азии и жил в городе Эфесе. Согласно малоазиатскому преданию апостол написал свое Евангелие в 90-х годах. Умер он около 100 года в глубокой старости.

50 ветхозаветных книг и 27 новозаветных были написаны в разное время, разными людьми (представлявшими различные культуры) и, тем не менее, вся Библия не есть механическое соединение, а единая, цельная, непротиво­речивая книга, ставшая основной для одного из основных религиозных направлений в философии - христианства

Такова Библия, на основании которой строят свои религиозные учения еврейские, христианские и другие священнослужители.

Hosted by uCoz