ВВЕДЕНИЕ

 

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

В  социологии - личность - совокупность  статусно - ролевых  характеристик. Личность - это  автономная  система, которая  может  быть  независима  от  общества. Эта  независимость  проявляется  в  собственном  мировоззрении  личности, в  её  самосознании[1].

В  философии  личность  человека  как  таковая  не  рассматривается. Личностью, по мнению философов нужно стать.

Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрастах. Именно в это время закладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности человека. На становление и развитие личности особое влияние оказывают факторы внешнего воздействия, воздействия окружающей среды общества.

Каждый человек, в процессе реализации себя как личности, исполняет свою социальную роль. И здесь важно, чтобы его социальная роль не вступала в противоречия с обществом, не вносила в общество деструктивные элементы, элементы разрушения. Также важно отметить, что это не значит, что от личностей требуется полное соответствие какому-то идеальному образцу – развитие как известно не в единородии, а как раз в различиях, в единстве и борьбе противоположностей.

Под социальной  ролью принято понимать совокупность  требований, предъявляемых  индивиду  обществом. Это  совокупность  действий, которые  должен  выполнить  человек, занимающий  данный  статус  в  социальной  системе. У  человека  может  быть  множество  ролей. Когда  происходит  противоречие  2-х  ролей, наблюдается  ролевой  конфликт. Сущности ролевых конфликтов, их предопределённость, также заложены в систему социальных ролей и определяются личностными характеристиками человека[2].

Таким образом, от воспитания подростка, от воздействий на него в период становления личности во многом зависит будущая жизнь человека, процесс социализации его личности в обществе. Немаловажное влияние на этот процесс оказывают средства массовой информации.

Современная Россия приближается к общемировым стандартам во всех отношениях. Этот процесс касается и свободы средств массовой информации. Но, свобода такого рода не всегда оказывает положительное влияние на развитие личности подростка.

В соответствии с приведенной актуальностью, тема данной работы сформулирована как «Влияние средств массовой информации на воспитание и социализацию подростка за рубежом».

В качестве цели данной работы выступают рассмотрение и анализ возможностей через средства массовой информации влиять на воспитание и социализацию подростка и воплощений этого процесса в развитых странах Европы и Америки.

В соответствии с заявленными актуальностью, темой и целью, структура данной работы построена таким образом, что в начале рассматриваются общие вопросы воспитания и социализации подростка, а затем – вопросы воздействия на указанные процессы средств массовой информации, применительно к условиям развитых стран дальнего зарубежья.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблемы воспитания и социализации подростка.

Возможности влияния на воспитания и социализацию подростка средств массовой информации.

 

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества[3].

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Важно учитывать все факторы влияния на развития личности, в то числе и факторы влияния средств массовой информации.

Подросток постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, если отсутствует планомерное положительное влияние со стороны факторов воздействия, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми и подростками из окружающих их факторов воздействия, из средств массовой информации определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

 И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания, роль воспитательного воздействия средств массовой информации при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку[4].

 Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.

Только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Здесь приобретает особое значение повышение интерактивности средств массовой информации (от печатных средств массовой информации, от радио, телевидения, до интернета). 

Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности[5].

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска. И на воспитание всех этих сторон личности так или иначе могут воздействовать не только семья, окружающие ребенка люди, педагоги, но и средства массовой информации[6].

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. И здесь опять таки огромную роль имеют средства массовой информации. Именно они, чаще всего в художественной, наглядной форме, способны порой донести до ребенка те идеалы гуманизма, которые очень сложно объяснить не только семье, но и опытному педагогу.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественно-научному, гуманитарному и т.д.). И здесь большую значимость имеют средства массовой информации, обладающие высоким и до сих пор полностью не раскрытым потенциалом наглядности, имеющие возможности сделать изучение того или иного, даже, на первый взгляд, «сухого» теоретического вопроса, занимательным и увлекательным[7].

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей  ее разносторонности. Жизненная позиция личности  формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания, составляющей частью которой сегодня, несомнено, являются и средства массовой информации. 

Личность есть системное и поэтому "сверчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционировния личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.

Характеризуя "личность" имеют в иду "целостность", но такую "целостность", которая рождается в обществе, под воздействием окружающих факторов. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, с основе созревания  которого  лежат в основном адаптивные приспособительные процессы.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта  и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. При этом ребенок воспринимает те или иные роли не только из окружающей его жизни, но и из средств массовой информации. И здесь важно насколько точно и правильно будут донесены до подростка те или иные ролевые ориентиры.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное  воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно  сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодаления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей, когда на него начинают оказывать особое воздействие материалы СМИ, прредназначенные для взрослой аудитории и тем самым привлекательные для подростка, возрастате роль средств массовой информации в социализации личности. 

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности  формируется в человеке важнейшая, определяющпя его как развитую личность потребность в благе другого.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Точно также и средства массовой информации при восприятии подростком могут дать совершенно разне ориентиры развития, в зависимости от, заложенного в ребенке с самого раннего детства, воспитания. 

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие[8]. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе. А сегодня, в 2000 году, нельзя отрицать и безусловное влияние на развитие этих качеств средств массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Влияние средств массовой информации

на воспитание и социализацию подростка за рубежом.

 

Важно отметить, что сегодня общество развивается гораздо быстрее, чем, допустим, год назад. Появились новые технологические разработки, позволяющие в корне изменить понятие «средства массовой информации» в том виде, в котором мы к нему привыкли. Также важно, что именно эти новые СМИ оказывают особенно большое влияние на развитие и становление личности подростка в развитых странах, странах, где материальный доход не является препятствием для приобщения ребенка к техническим новинкам. С другой стороны – именно подростков всегда интересовали последние достижения в области СМИ как средства развлечения и как средства получения информации. 

Средства массовой информации являют­ся наиболее эффективным и универсальным каналом изучения и одно­временно формирования общественного мнения, а также воспитания членов общества. Естественно, в современном мире средства массовой информации могут иметь только ту свободу слова и политической информации, только те пропагандистские функции, которые напрямую зависят от социа­льно-экономического строя государства и внутри- и внешнеполитиче­ских интересов его правительства.  Тем и объясняется скудность и неинтересность большинства, например, телепередач, бывшего Советского Союза.

Создание информационной сети госу­дарства находится в тесной зависимости от всех общественных институтов, действующих в данном обществе, в том числе и от института семьи, оказывающего на средства массовой информации как прямое (материальное) так и косвенное (здесь – нематериальное) влияние.

При этом конкурентноспособность (жизнеспособность) средств массовой информации опреде­ляется перспективами расширения аудитории и получения рекламы.

В любом обществе, в том числе и в современном западном за средствами массовой информации стоит прежде всего власть, а следовательно – основные задачи современных зарубежных средств массовой информации вытекают из цели содействия тем или иным политическим силам и представляют собой следующие ориентиры:

- Выполнение функции прямого посредника между правительством (либо другими структурами, обладающими властью, борющимися за неё)  и народными массами;

- Тесная связь между дипломатией и задачами внутре – и внешнеполитической пропаганды;

-         Возрастание интереса к странам третьего мира, как возможным донорам развитого государства;

-         Стремление к "аполитичности";

-      Тотальность и массовость;

- Учет психологии потребителя, который призван обеспечить систе­му пропаганды научными данными;

- Тенденциозность в освещении политических событий.

Естественно, порой, для повышения интереса к свои СМИ те или иные структуры власти, те или иные властные группировки, могут, порой, заменить такие спорные ориентиры как тотальность и массовость, тенденциозность в освещении событий, на прямо противоположные, но в большинстве своем это будет лишь рекламной компанией, привлекающей внимание население к тому или иному средству массовой информации, чтобы, затем, пользуясь вниманием многомиллионной аудитории вести пропаганду выгодных им идей.

В данном случае в самой невыгодной ситуации оказывается подросток, которому еще очень сложно разобраться в калейдоскопе политических предпочтений и интересов, которому очень сложно обнаружить грань между политически тенденциозной программой или материалом, и, той, которая не имеет таких качеств.          

Важно отметить, что современные условия жизни ребенка, особенно в крупном западном мегаполисе подразумевают несколько другие ориентиры развития, чем раньше, основанные на все возрастающей роли т.н. «информационного  образа жизни». Существует два смысла этого понятия:

1. образ жизни людей, образ развития подростка в информа­ционном обществе, где все стороны жизни в значительной степени прони­зываются информационными отношениями, базирующимися на современных ин­формационных технологиях;

2. информационный аспект образа жизни.

Сегодня учеными и специалистами многих стран ставится вопрос о необходимости разви­тия информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка. Соблюдение правил информа­ционной гигиены приводит к сознательно избранному информационному об­разу жизни, от возраста подростка до преклонных лет, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря. Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономи­ческими условиями. Главной чертой образа жизни является его систем­ность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельнос­ти взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой. Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности, имеющие возможности влияния на социализацию и воспитание подростка? Это: - трудовая; - общественно-политическая; - учебная; - бытовая; -социаль­но-культурная; - досуговая деятельность. Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, развитием средств массовой информации для совершенствования ряда из пере­численных слагаемых образа жизни.

- общественно-политическая деятельность, в которую подросток, что бы ни говорили, активно вовлекается средствами массовой информации,   обретает новую глубину с ис­пользованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет подростку реагировать на вопросы веду­щих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях, дискуссиях и т.д. Указанная данность помогает выработке активной жизненной позиции молодого человека. Создается также новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера. Данный аспект представляет собой смесь интерактивного телевидения и компьютерной техники, что может быть очень интересно для подростка, постоянно интересующегося новинками техники .

- учебная деятельность. Сейчас активно развивающаяся педагогическая информа­тика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди це­лей информатизации образования подростков, наряду с универсальными (развитие ин­теллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информа­ционное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализи­рованное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа разработки зарубежных специалистов, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образо­вания: от "наполнения сосуда" к "воспламенению факела", т.е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека. Появление мультимедиа систем и их связи со средствами массовой информации приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возмож­ностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения молодых людей. Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения и воспитания. В развитых странах, нап­ример, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.

- бытовая деятельность. Бытовые компьютеры, ставшие сегодня за рубежом, в связи с развитием интернета, проводниками средств массовой информации, в принципе имеют по сравне­нию с профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др.). Однако, сегодня согласно ми­ровым стандартам бытовой (домашний) компьютер представляет собой маши­ну, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. Бытовые компьютеры предназ­начены для массового использования в домашних условиях при решении вы­числительных, обучающих, информационно-справочных, игровых, воспитательных и других задач. Важными областями применения бытовых компьютеров также являет­ся: - обеспечение информационных потребностей людей и, в частности, вступающих в активную общественную жизнь, подростков,   ( доступ к различ­ным базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и др.);

- социально-культурная деятельность. Развитие мультимедийных техноло­гий средств массовой информации, в их соединении с СМИ и увеличение места, занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на воспитании, науке и игре, но и на искусстве. Так, например, первый английский выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM "Сокрови­ща Британии" (стоимость 55$), посвященный английскому искусству Х - начала ХХ веков, содержит карты государства в динамике его разви­тия и так называемую "временную линию", позволяющие вести анализ раз­вития искусства во времени и пространстве, одновременно позволяя через электронные средства массовой информации вести постоянное пополнение свой базы данных[9].

- досуговая деятельность. В мире фиксируется четкая тенденция реализации средствами массовой информации развития "инфоразвлечений". Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (инте­рактивные средства). За одно десятилетие были созданы 4 поколения ин­терактивных средств. Компактные диски знаменуют появление пятого поко­ления. Первые три поколения интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассорти­мента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и ху­дожественных интерактивных программ. В настоящее время среди последних достижений можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиеся оп­тические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к продукции пятого поколения. Данные игры, очень часто реализующие себя в интернете под руководством какого-либо электронного средства массовой информации помогают, при правильной разработке своего материала (а на это сейчас зарубежные производители и педагогические организации денег не жалеют), не только оторвать подростка от, подчас, отрицательного влияния уличной среды, но и вовлечь его в жизнь, регулируемую стремлением к познанию.    

Таким образом, происходящее в настоящий момент в странах зарубежья соединение средств массовой информации и новейших компьютерных технологий позволяют активизировать воспитательное воздействие на подростков. Конечно, важно отметить, что здесь особое значение приобретает качество материала, предлагаемого подросткам подобными системами развитых СМИ. Но и здесь важно отметить, что в последнее время, по сравнению с, например, периодом первой половины восьмидесятых годов, в развитых зарубежных странах налажен достаточно жесткий и объемный контроль за качеством информации и её содержанием, доступ к которой может получить через средства массовой информации подросток. Разработанная система кодов и паролей конечно же не обеспечивает полностью закрытость той или иной, вредной для подростка в становлении его личности информации, но минимализирует эту защиту, тем самым отвечая на справедливую для своего времени критику о развращающем воздействии средств массовой информации на подрастающее поколение.

Конечно, при активном воздействии такого рода современного симбиоза СМИ и новейших технологий, возникает опасность оторванности от реальной жизни. Но активно реализуемая сегодня за рубежом программа экологии воспитания позволяет избежать этого. Опытные психологи и педагоги непременно участвуют при разработке того или иного материала, предназначенного для подростков, тем самым сводят указанную опасность до минимальной.   

В США покупаются системы, обеспечивающие воспроизведение полнометраж­ного фильма, любого материала СМИ в режиме CD-Interactive на большом телевизионном экране. По прогнозам ряда специалистов домашний компьютер, вместе с разнооб­разными on-line-службами, текстовыми и аудиовизуальными новостями, ви­деоиграми в перспективе победит телевизор, погубит интерактивное теле­видение, являясь сегодня не только прообразом будущих средств массовой информации, но и представляя собой объективную реальность в развитых странах дальнего зарубежья, особую «новую силу» активно вмешивающуюся в процесс воспитания и социализации подростков[10].

В условиях стремительного совершенствования информационных технологий и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым ак­туальным вопросом продолжает оставаться вопрос о целевых жизненных ус­тановках конкретной личности. Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по се­бе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влияния информации на человека, на подростка как раз и заключается в ее способ­ности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации. Учеными установле­но, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать даже информационную программу на ту или иную установку не представляет труда. "Виртуальную" систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять "зомбирование". За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении, за непричинением теми или иными материалами СМИ вреда воспитанию и социализации подростка - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в инфор­мационных системах[11].

Таким образом, современное состояние в развитых странах связанное с воспитывающим воздействием средств массовой информации на воспитание и социализацию подростка во многом связано с новейшими разработками науки и техники и именно в этом плане его и необходимо прежде всего рассматривать, так как именно новые технологии средств массовой информации,  в большинстве своем, привлекают подростков, делая другие СМИ, не столь активно ведущие политику технологизации, неспособными влиять на развитие и становление подростка.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие и становление личности подростка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда, с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой – возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессов и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. Если данная проблема (реализация новейших, на сегодняшний день, средств массовой информации в воспитании подростков) для неразвитых стран еще не особенно актуальна, то в странах западной Европы и Северной Америки, это одна из первейших задач педагогики.

Важно отметить, что была большая опасность того, что развитие средств массовой информации, развитие новых информационных технологий опередит развитие педагогики (как это было, например, в начале восьмидесятых годов в указанных странах), но этого не произошло – сегодня в США, Великобритании, Франции налажен достаточно жесткий контроль, с одной стороны, фильтрующий доступную детям информацию и создающий препятствие для получения ими материалов, могущих нанести непоправимый вред развивающейся личности подростка, с другой – организующий четкое взаимодействие с производителями информационной продукции для подрастающего поколения в целях её соответствия задачам воспитания и развития личности.

Данная политика проводится непосредственно на государственном уровне, путем издания законодательными органами различного рода нормативных актов, регулирующих такого рода отношения. Если у нас сейчас принято ругать цензуру, то в отношении к продукции для детей и юношества, за рубежом, цензура очень развита и приносит только положительные результаты.

Таким образом решается спорный вопрос о взаимодействии свободы слова, свободы средств массовой информации и их влияния на подрастающее поколение. При этом не наносится ощутимый вред свободе СМИ и качественно регулируется доступ подростков к тем или иным информативным и развлекательным материалам.

Естественно, разработка данной темы позволяет выявить ориентиры развития российских средств массовой информации и их взаимодействия с подростками, их влияния на развитие, воспитание и социализацию подростка.

Именно анализ сложившегося в данной области положения в развитых странах позволяет констатировать, что у общества имеются реальные возможности полностью использовать потенциал, заложенный в средствах массовой информации для развития и воспитания подрастающего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

)       Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1998.

)       Венгеров А.Б. Инфор­мационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деграда­ции общества // Компьютер и право, № 1, июнь 1994. 

)       Жданов В.С., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П. Гуничев В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социальная информатика. М. 1998, с.92;

)       Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности // Философская и социологическая мысль, 2000, № 4, с.93-99;

)       Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат., 1986.

)       Ильенков Э.В. Что такое личность?-М.,1991

)       Кон И.С. Социология личности. – М., 1997.

)       Судаков В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности. М., 1991.

)       Ульянов Б.В. Эффек­тивность информационных систем обучения за рубежом. М. 1999.

)       Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - 1978.

)       Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. - 1972

)       Хьелл Д. Зиглер Д. Теории личности- М.1997

          

 

 



[1] См.: Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1998. С. 56.

[2] См.: Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1998. С. 58.

 

[3] См.: Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1998. С. 58.

 

[4] Кон И.С. Социология личности. – М., 1997. С.: 78.

 

[5] См.: Кон И.С. Социология личности. – М., 1997. С.: 82.

[6] См.: Там же. . 83.

 

[7] См. : Кон И.С. Социология личности. – М., 1997. С.: 82.

[8] См. : Кон И.С. Социология личности. – М., 1997. С.: 96.

 

[9] Венгеров А.Б. Инфор­мационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деграда­ции общества // Компьютер и право, № 1, июнь 1994.С.: 36.

[10] См. : Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности // Философская и социологическая мысль, 2000, № 4, С.94.

[11] См. : Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности // Философская и социологическая мысль, 2000, № 4, С.94.

 

 

Hosted by uCoz