1. А.А.Фет один из тончайших русских лириков. Его поэтическая судьба сложилась непросто. Современники упрекали Фета за непонятность поэзии, неопределенность содержания, за невнимание к запросам жизни (в понимании таких критиков, как Добролюбов и Чернышевский), за тяготение к темам "чистого искусства". Сам поэт, защищаясь от подобных упреков, с эпатажем высказывался так: "Мне было бы оскорбительно, если бы большинство понимало и любило мои стихотворения: это было бы только доказатель­ством, что они низменны и плохи". Одна из причин непо­нятности фетовской поэзии ее новизна, отличие от лирики предшественников. Фет, конечно же, понимал условность термина "искусство для искусства" и в своей поэзии шел от человека, от природы, от чувства. Но главное в его поэзии живое чувство красоты, красоты как единственной цели искусства вообще и поэзии в частности. У Фета сильно ощущение недостаточности словесного выражения: "где слово немеет, где царствуют звуки, где слышишь не песню, а душу певца". Поэтому особенное место в лирике Фета занимает мелодическая организация стиха: его благозвучие, исполь­зование ассонанса, аллитерации, разнообразные ритмические ходы и т.д. Взгляды Фета на роль поэзии, его поэтическое мастерство повлияли на поколение русских символистов.

2. В 10 классе при изучении творчества Афанасия Афанасиевича Фета вниманию учащихся предлагаются следующие стихотворения (по программе А.Г. Кутузова).

§     Полемика Фета с «гражданской поэзией». Игнорирование истории, погруженность в природу. Поэзия как выражение идеала и красоты («Шепот робкое дыханье…», «В лунном сиянии»);

§      Космизм поэзии, мотив взаимоотражения неба и земли («Какое счастье и ночь, и мы одни…»);

§     Создание символической картины живого единства мира. Тяготение к романсу («На заре ты ее не буди…»);

§     Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике Фета. Идея непреходящей значимости искусства («Венера Милосская»)

3. В настоящий момент существует несколько программ по литературе, охватывающих курс по литературе с 5 по 11 класс. Среди них можно выделить несколько основных:

§     Программа по литературе (5-11 классы) для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля.  Авторы – А.Б. Есин,  О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин. Под общей редакцией М.Б. Ладыгина.

§     Программа по литературе (5-11 классы). Авторы – А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева, А.К. Киселев, В.В. Леденева, И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов. В работе над программой принимал участие Л.В. Колосс.

§     Программа по литературе (5-11 классы). Авторы: Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, В.П. Полухина, Е.С. Романичева, И.С. Збарский. Научный редактор Т.Ф. Курдюмова.

3. В настоящее время вниманию десятиклассников предоставляется несколько учебников и хрестоматий по литературе:

1)  «Русская литература 19 в.» Хрестоматия. Ч. 1,2 10 класс / под ред. Ионина П.Н.

2)  «Русская литература 20 в.» Ч1,2. / под ред. Журавлева В.;

3)  В.П. Журавлев «Русская литература 19 в. вторая половина» Хрестоматия. Ч. 1,2 10 класс.;

4)  Кутузов А.Г. «В мире литературы 10 класс»;

5)  Лебедев Ю.В. «Русская литература 19 в.» Ч 1,2. 10 класс;

6)  Маранцман А.Г. Литература 19 в.» Ч. 1,2 10 класс;

5. При подготовке к урокам по творчеству Фета рекомендуется использование следующих методический пособий:

§        Бухштаб Б. Я. А.А. Фет. Л 1990.

§        Маймин Е. А. А.А. Фет. Книга для учащихся. М.. 1989.

II. Система уроков по изучению творчества Фета обязательно включает изучение двух основных тем его творчества – это тема природы и любви. Цели занятий по его творчеству – понять место и значение творчества поэта на пути от романтизма к символизму. Показать связь поэтики Фета с романтизмом, сентиментализмом. Планируя уроки по творчеству Фета (4 часа) необходимо поставить в целях разрешение такой проблемы, как феномен мелодического, музыкального, фетовского стиха. Необходимо в процессе работы выработать навыки интерпретации стиха с особым гипнотически-убедительным, намеренно-неясным типом лиризма.

1 урок следует посвятить противоречивости биографии Фета. Определить периоды его творчества, охарактеризовать проблемы Фета – поэта, живущего в непоэтическую эпоху.

Второй урок посвящен теме любви. Восторгаясь одним из фетовских шедевров – стихотворением «»Упреком жалостью вкушенным» (1888 г.) – об упоении красотой чистого человечекого чувства, Я.Полонский в письме Фету недоумевал: «Что ты за существо – не постигаю, ну скажи ради бога и всех архангелов его.. откуда у тебя берутся такие елейно-чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношески-благоговейные стихотворения?». Кульминационным является анализ стихотворения – живого и трепетного чуда фетовской поэзии «Мы встретились вновь после долгой разлуки» (1891).

Третий урок посвящен теме природы. Фетовскую песню рождало сопротивление жизненным тяготам, заставлявшим поэта «пробивать будничный лед, чтоб хоть на мгновенье вздохнуть чистым и свободным воздухом природы и поэзии».

В теме природы удивителен патетизм Фета. К анализу рекомендуется взять его стихи: «Как  беден наш язык! – Хочу и не могу!…»,  «Поэтам», «Я пришел к тебе с приветом…» и т.д.

Четвертый урок, как мне кажется, необходимо посвятить все-таки, одной из ведущих тем в русской поэзии – теме Родины.  

При работе с творчеством Фета рекомендуются следующие методические формы и приемы:

1.  Лекция-микромонография в очерке жизни и творчества Фета;

2.  вводная лекция при изучении лирики Фета;

3.  Анализ стихотворений;

4.  лекция завершающая анализ творчества поэта;

5.  Урок-семинар поэтика фета;

6.  Сочинение или литературная викторина по типу «Умники и умницы».

«…Любимый образ мой…»

Стихи А.А. Фета о родине. Х класс.

Поэт! Ты хочешь знать, за что  с такой любовью

Мы любим родину с тобой…

Во время проведения данного урока перед учителем ставится основная цель: показать что такое Родина для Фета, и как любовь к родине проявляется в его лирике.

Отсюда задачи:

1.  проследить развитие темы Родины в творчестве Фета;

2.  закрепить навыки анализа стихотворения;

3.  воспитывать основы патриотического отношения к Родине, невзирая на патетичность этого понятия.

В 1856 году, путешествуя по Евро­пе, в Париже Фет пишет стихотворе­ние «Под небом Франции, среди сто­лицы света...». Блеск этой страны для него — «чудный сон», что «несется ми­мо», а душа «грустна», душа полна скорби. Почему? В последних двух строках находим ответ:

О Боже...

 Не дай моим устам испить из

горькой чаши

Изгнанья мрачного по капле жгучий яд!

Находясь в чужой стране, поэт тоскует, ему «грезится иной, далекий край» — Ро­дина. В это же время написано стихотво­рение ^Италия". Поэт ждал встречи с пре­красной страной, испытал восхищение. Почему же, как только эта встреча про­изошла, тоска по Родине овладевает им?

В твоих степях любимый образ мой

 Не мог, опять воскреснувши, не выростъ;

Сын севера, люблю я шум лесной

И зелени растительную сырость...

1879 год. Поэт посещает Братское кладбище участников севастопольской обороны 1854—1855 годов. В воспомина­ниях он пишет об этом: «Нигде и никогда не испытывал я такого подъема духа, ко­торый так мощно овладел мною на брат­ском кладбище. Это тот самый геройский дух, отрешенный от всяких личных стрем­лений. который носится над полем битвы и один способен стать предметом герои­ческой песни».

Как это чувство выражается в стихо­творении, которое мы сейчас услышим?

СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Какой тут дышит мир! Какая славы

тризна Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!

Рукою набожной сложила здесь отчизна

Священный прах своих сынов.

Они и под землей отвагой прежней дышат...

 Боюсь, мои стопы покой их возмутят,

И мнится, все они шаги живого слышат.

Но лишь молитвенно молчат.

Счастливцы! высшею пылали вы любовью:

Тут что ни мавзолей, ни надпись —

все боец,

 И рядом улеглись, своей залиты кровью,

И дед со внуком, и отец.

Из каменных гробов их голос вечно слышен,

Им внуков поучать навеки суждено,

Их слава так чиста, их жребий так возвышен,

 Что им завидовать грешно...

4 июня 1887 года

Стихотворение написано спустя во­семь лет после посещения кладбища. Это обстоятельство указывает на силу и жиз­ненность чувства, выраженного сначала в воспоминаниях, а затем в поэтических строках.

И все же гораздо чаще в стихотворени­ях Фета мы находим не откровенную дек­ларацию патриотических чувств, а выраже­ние почти молитвенного благоговения перед тем обычным, повседневным, что его окружает. Ребята откликаются на просьбу найти такие произведения. Обра­щаем внимание на то, что образ Родины у поэта многогранен: это и деревенский пейзаж, и величавость северной столицы, и природа. Родина Фета — это и весенний цветок, и усталость осенней ночи, и нега летнего дня, и волшебство зимнего ве­чера, это и береза в «траурном наряде», и смыкающиеся на горизонте просторы неба и земли, освещенные «светом небес вы­соких».

Остановимся на анализе отдельных стихотворений.

Пойду навстречу к ним знакомою тропою.

Какою нежною, янтарною зарею

Сияют небеса, нетленные, как рай.

Далеко выгнулся земли померкший край,

Прохлада вечера и дышит и не дышит,

И колос зреющий едва-едва колышет.

Нет, дальше не пойду: под сению дубов

Всю ночь, всю эту ночь я просидеть готов,

Смотря в лицо зари иль вдоль дороги серой...

Какою молодой и безграничной верой

Опять душа полна! Как в этой тишине

Всем, всем, что жизнь дала, довольная вполне,

Иного уж она не требует удела.

Собака верная у ног моих присела

И, ухо чуткое насторожив слегка,

Глядит на медленно ползущего жука.

Иль мне послышалось? — В подобные мгновенья

Вдали колеблются и звуки и виденья.

Нет, точно — издали доходит до меня

Нетерпеливый шаг знакомого коня.

«Пойду навстречу к ним знакомою тропою...», 1859

Наблюдаем, как органично сочетает поэт простоту и величественность: небе­са, нетленные, как рай, прохлада вечера, зреющий колос, лицо зари и серая доро­га, собака верная и нетерпеливый шаг знакомого коня. Реальный мир передан в таких конкретных деталях, что, кажется, не просто видишь, слышишь, осязаешь его, а ты сам «под сенью дуба» и душа твоя пол­на «всем, всем, что жизнь дала...».

Вызывает ли похожее чувство другое стихотворение? Насколько конкретна и ярка нарисованная здесь картина?

Вот утро севера — сонливое, скупое — 

Лениво смотрится в окно волоковое;

В печи трещит огонь — и серый дым ковром

Тихонько стелется над кровлею с коньком.

Петух заботливый, копаясь на дороге,

Кричит... а дедушка брадатый на пороге

Кряхтит и крестится, схватившись за кольцо,

И хлопья белые летят ему в лик».

И полдень настает. Но, Боже, как люблю я,

Как тройкою ямщик кибитку удалую

Промчит — и скроется... И долго мнится мне,

Звук колокольчика трепещет в тишине.

 «Вот утро севера — сонливое, скупое...», 1842

Фет рисует картину, дорогую его сердцу, и не скрывает своего чувства. По­эт говорит о самом обычном, даже обы­денном: действительно, северное утро скупое, неторопливое — сонливое. Тихо, потому ковром лег серый дым над кров­лею с коньком. Волоковое окно, петух, дедушка брадатый кряхтит и крестится... И язык прост, естествен. Есть здесь пора­жающие воображение метафоры или неожиданные эпитеты: хлопья — белые, петух — заботливый, кибитка — удалая. Но в то же время находим другой ряд слов. самых что ни на есть народных: утро — сонливое, скупое, и в окно оно смотрится лениво, а определение волоковое не про­сто досоздает картину приглушенного позднего зимнего рассвета, а еще и очень точно указывает на деталь деревенской избы. Вся эта картина — поэтический об­раз русской деревни.

«И полдень настает» — это предложе­ние отделяет нарисованную картину от непосредственного выражения чувств:

«Но, Боже, как люблю я...» (эта фраза мо­жет стать темой сочинения). Дорога, тройка, звук колокольчика, о которых го­ворит поэт, дополняют картину и усилива­ют чувство, которое она вызывает.

Прочтем стихотворение «Не первый год у этих мест...».

Не первый год у этих мест

Я в час вечерний проезжаю,

И каждый раз гляжу окрест,

И над березами встречаю.

Все тот же золоченый крест.

Среди зеленой густоты

Карнизов обветшалых пятна,

Внизу могилы и кресты,

И мне — мне кажется понятно,

Что шепчут куполу листы.

Еще колеблясь и дыша

Над дорогими мертвецами,

Стремлюсь куда-то, вдаль спеша,

Но встречу с тихими гробами

Смиренно празднует душа.

«Не первый год v этих мест...», 1869

Почему привычные, знакомые карти­ны не вызывают скуки? Да потому, что они дороги сердцу: встреча с ними рож­дает умиротворенность. Лирический ге­рой Фета словно невидимыми корнями прорастает в эту землю, в ее про­шлое...Чем-то напоминает это стихотво­рение пушкинские строки о «любви к родному пепелищу, любви к отеческим   гробам»? И тот же золоченый крест, и карнизов обветшалых пятна, и могилы и кресты, над которыми что-то шепчут ку­полу листы. Итак, родина поэта -- земля, на которой он родился и живет, русская природа с ее многоцветьем, звуками, за­пахами... Это и мир в целом: земля, небо, звезды — вселенная, частицей которой он себя ощущает.

К. Паустовский утверждал, что Фет приблизил космос «к нашему, человечес­кому, земному восприятию». «Раньше в нашем сознании присутствовало загадоч­ное, грозное и торжественное ощущение Галактики, а теперь зарождается новая лирика межзвездных пространств. Первые слова сказал об этом старый поэт, глядя из своего ночного сада на роящееся звездное небо где-то в земной глуши око­ло Курска».

Знакомим ребят с этим высказывани­ем и предлагаем найти стихотворения, которые бы подтвердили слова Паустов­ского. Одна из учениц в стихотворении «Майская ночь» увидела образ человека, тоскующего по вечности и желающего быть причастным к ней. Другая — в стихо­творении «Я долго стоял недвижно...» - -нашла прямое указание на такую причаст­ность:

Я долго стоял недвижно,

В далекие звезды вглядясъ, —

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась...

Продолжая разговор, заметили, что поэт обращается к звездам как к родным ему существам: «И счастья ищем мы зем­ного не у людей...» Поэт ощущает себя, землю, на которой живет, как единое. Одна из учениц выразила эту мысль так: «Земля — его колыбель, Вселенная — Родина»...

В конце урока обращаемся к стихо­творению, которое П.И. Чайковский назвал гениальным. Почему?

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

В которой с каждым я мгновеньем

Все невозвратнее тону.

«На стоге сена ночью южной...», 1857

 

Hosted by uCoz